Оглавление
Введение
Гойя – сын испанского народа
Ужасы войны
Добровольное отшельничество
Заключение
Литература
Введение
Франсиско Хосе де Гойя (1746-1828) - выдающийся испанский художник первой трети XIX века, один из основоположников реализма нового времени, стремившийся отразить в своем зрелом периоде творчества мрачные стороны испанской действительности, исторические судьбы испанской нации в эпоху наполеоновской интервенции.
Первые работы Гойи были, по преимуществу, декоративны - это уличные сценки, празднества, прогулки, игры, мастерски исполненные портреты вельмож. В восьмидесятые годы наступает полоса официальных успехов в жизни Гойи - его избирают членом Королевской академии искусств, он становится ее вице-директором, а через 10 лет - и директором живописного отделения Академии. Венцом его честолюбивых стремлений становится призвание на должность придворного художника. Однако вскоре Гойя понял, что оказался в золотой клетке. Долгий и мучительный роман с герцогиней Каэтаной Альбой позволил ему остро ощутить двусмысленность своего социального положения.
За этим последовала страшная болезнь - Гойя лишился слуха. Сначала он сторонится людей и уходит в себя, находя отдушину только в живописи, но в начале 1794 года, когда слух потерян окончательно, Гойя берется за кисть, и в его творчестве происходит перелом. В 90-е годы мрачные стороны испанской действительности встают перед ним во всей их неприкрытой наготе.
Гойя – сын испанского народа
Творчество Гойи 1808-1815 годов посвящено темам героической национально-освободительной борьбы испанского народа против наполеоновской интервенции. Именно в этот период Гойя воплощает трагический идеал борьбы и раскрывает другую грань своего реалистического искусства (по сравнению со своим первым, по преимуществу декоративным периодом творчества).
Исторические события - реакция, наступившая в Испании после реставрации бурбонов в 1814 году, революционные выступления 1820 года против монархического режима наложили отпечаток и на творчество Гойи - сына своего народа. Поэтому художник после кратковременного периода мрачного пессимизма и отчаяния, связанного с временным торжеством реакции (стенные росписи в "Доме глухого", отчасти графическая серия "Диспаратес"), вновь обращается к образам людей из народа, полным героической силы и оптимизма.
Итак, проследим по работам художника основные вехи его творчества, которые коррелируют с драматическими событиями, которые происходили в испанской среде. Открывает период напряженной реалистической живописи Гойи "Семья Карла IV", написанная в 1800 году. Вступивший на престол Карл IV с женой, детьми, близкими изображен с большой реалистической достоверностью. Гойя воспроизвел их отталкивающую внешность, их духовную низость и ничтожество. Несмотря на то, что Гойя изобразил своих господ со "звериными масками" на лице, супружеская чета была удовлетворена портретом художника, не усмотрев в ней никакой карикатуры.
Продолжением идеи того, что его окружают одни лишь маски стала серия офортов "Капричос", состоящая из 83 произведений. Общий дух их сам Гойя прекрасно выразил в комментарии к одному из листов: "Мир - это маскарад... ............