Часть полного текста документа:ДИПЛОМНАЯ РАБОТА По теме: Изучение творчества М.В. Нестерова на уроках МХК общеобразовательной школы 2004 СОДЕРЖАНИЕ: Введение ........................................................................3 Глава 1. Творческое наследие М.В. Нестерова в контексте русского искусства второй половины IXI - первой половины XX в 1. Общая характеристика Российского искусства эпохи .............6 2. М.В. Нестеров - как художник переходного периода рубежа XIX - XX вв ..................................................12 3. Становление М.В. Нестерова как художника и характеристика его творчества ...................................20 Глава 2. Изучение творчества М.В. Нестерова на уроках МХК в 5 - 6-х классах общеобразовательной школы 2.1. Специфика структуры уроков по МХК ..............................33 2.2. Организация процессов восприятия учениками 5 - 6-х классов творчества М.В. Нестерова ......................39 2.3. Экспериментальный урок по предмету МХК в 5 - 6-х классах общеобразовательной школы ..................46 2.4. Методические рекомендации учителям .............................53 Заключение ....................................................................... Список литературы ............................................................ ВВЕДЕНИЕ Тема данной дипломной работы "Изучение творчества М.В. Нестерова на уроках МХК общеобразовательной школы". Интерес к этой теме вызван тем, что творчество талантливого русского художника М.В. Нестерова - это поиск духовно-религиозного и этического идеала, обращение к воплощению просветленной и чистой душевной красоты людей, пренебрегших мирской суетой. Тихая созерцательность, эмоциональная роль пейзажа в образном строе его произведений внесли новые поэтические ноты в русскую живопись. М.В. Нестеров создавал не только картины - сказки, картины - легенды, картины - иконы, но также он работал в области монументальной живописи, был талантливым мастером портрета. Многие исследователи посвятили свои работы изучению портретной живописи М.В. Нестерова. Г.В. Ляхова и К.А. Дятлова, в своем труде "Мастера портрета", упоминают о том, что М.В. Нестеров обратился к портретной живописи в завершающий период своего творчества, но и за это недолгое время он успел прославиться как талантливый портретист. Художник создал целую галерею изображений видных деятелей науки и искусства. Чаще всего мастер показывал свои модели в процессе труда. С течением времени портретные образы М.В. Нестерова становились все более выразительными и глубокими. Исследователь С. Дурылин замечает, что для портретного мастерства М.В. Нестерова, становятся характерными черты, найденные в предшествующие годы, - отражение душевного строя человека в единении со средой, интерьером и пейзажем. Внимание к образной символике сближало многие произведения М.В. Нестерова. Он был тонким мастером лирического пейзажа. Во-вторых, меня заинтересовала проблема такой темы в общеобразовательной школе. Уроки МХК строятся по интегративному принципу, а это делает их содержание не похожим на традиционные учебные дисциплины. Специфика предмета обучения - сложнейший мир художественной культуры и художественной деятельности людей в мировом историческом контексте - для этого нужны особые формы и методы обучения. ............ |