Часть полного текста документа:У англичан - "пересмешник трубы", у Телемана партнер кларнета (к истории шалюмо) Михаил Сапонов Как-то в конце 1980-х годов я привел к своим студентам-оркестрантам на занятия по истории музыки знакомого исполнителя на исторических духовых инструментах. При виде подлинного (не реконструированного!) кларнета времен Вивальди особенно возбудились, естественно, кларнетисты, и мне приятно было увидеть, как безошибочно верно они впервые брали его в руки - тростью вверх - хотя знали они о такой позиции этого барочного персонажа только из книг и лекций. Но сенсацией стал шалюмо[1]. "Наконец-то, - по-детски восторгались кларнетисты, - можно поиграть на настоящем шалюмо, мы его даже на картинках не находили, а ведь это предок нашего инструмента!". Я попытался было их в этом разубедить, но не очень уверенно. Специально такой темы я не разрабатывал. Но в инструментоведческой литературе уже тогда сведений накопилось достаточно. Опираясь на работы Колина Лоусона[2] и других знатоков[3], попытаюсь теперь восполнить несостоявшуюся лекцию. Предполагают, что шалюмо появляется в конце XVII века в ходе переделок блокфлейты с целью усиления звука: в нее встраивается трость, а вскоре добавляются и два клапана, с помощью которых заполняются пустоты диапазона (между самым высоким тоном и первым из тех, что извлекаются путем передувания). Первое достоверное упоминание шалюмо содержится в описи инструментов придворной капеллы герцога Генриха Сакс-Ремхильдского в 1687 году; там упомянут ансамбль (консорт) из четырех таких инструментов (Ein Chor Chalimo von 4 stьcken), закупленных в Нюрнберге. Упоминание именно этого города в неопровержимом денежном документе, как ни странно, разрешило одну из музыкально-исторических проблем. Автор опубликованного в 1730 году "Исторического очерка о нюрнбергских математиках и художниках" Я.Г. Доппельмайр[4] сообщает, что инструмент под названием шалюмо изобрел именно в Нюрнберге выдающийся мастер Иоганн Кристоф Деннер (1655-1707), который стал также изобретателем кларнета. К этим утверждениям долго относились скептически: во-первых, видимо, полагали их лишь результатом "местнического" (нюрнбергского) патриотизма, а во-вторых само название шалюмо звучит скорее по-французски, что, возможно, смущало более всего. Однако увлечение Деннера французскими методиками общеизвестно. Он, по-видимому, первым в немецких землях стал, следуя французскому опыту, изготовлять духовой инструмент не из цельного куска дерева, а из трех долей, соединяемых воедино. Но главная ошибка скептиков была не в этом. Долгое время они полагали, что И.К. Деннер пришел к идее кларнета через усовершенствование шалюмо, доведя его до конструкции кларнета и якобы исчерпав тем самым в устаревшем шалюмо всякую надобность. Однако и Якоб Деннер (1681-1735), сын И.К. Деннера, судя по записям в городском архиве Нюрнберга, продолжал изготовлять оба инструмента. Семейная приверженность Деннеров к французской технике инструментостроения (отсюда сам выбор и орфография названия шалюмо) приводила к ошибочному выводу о французском происхождении инструмента вообще[5]. Шалюмо органологически близок барочному кларнету, отличавшемуся характерным раструбом, иным расположением игрового отверстия для большого пальца и меньшими (с целью облегчения передувания) размерами мундштука. ............ |