Реферат:
Участие РФ в арабо-израильском переговорном процессе
(май 1999 – февраль 2001)
Формирование в Израиле по итогам выборов 1999 г. коалиции на основе Партии труда во главе с Э. Бараком породило немало надежд на то, что приход к власти «наследников И. Рабина» обеспечит преодоление возникшей при Б. Нетаньяху стагнации мирного процесса, приведет к ускоренному продвижению к миру на всех направлениях ближневосточного урегулирования. Оправдывая такие ожидания и взяв курс на последовательное достижение новых договоренностей с арабами, израильское правительство при энергичной международной поддержке предприняло меры по налаживанию и развитию переговорного процесса. Были активизированы контакты с арабскими партнерами, которым предлагались формулы разблокирования имеющихся разногласий и противоречий. Арабы, со своей стороны, ощутили в лице Барака деятеля, обладающего значительным компромиссным потенциалом и выдали ему соответствующий «кредит доверия».
В результате последовавших переговорных контактов сторонам удалось добиться взаимопонимания по целому ряду сложных вопросов; на некоторых направлениях были достигнуты достаточно многообещающие договоренности. Однако решающих прорывов к урегулированию ни на одном из переговорных треков достигнуто не было. Динамика положения на арабо-израильских переговорах оставалась сложной и вязкой; сторонам так и не удалось окончательно преодолеть «механизмы торможения».
Важнейшим событием на палестинском направлении стало заключение 4 сентября 1999 г. в Шарм аш-Шейхе Меморандума о графике выполнения не реализованных обязательств сторон по имеющимся соглашениям между ними и возобновления переговоров по окончательному статусу («Меморандум Шарм»). В рамках реализации этого документа были осуществлены первая и вторая фазы второго этапа передислокации на Западном берегу (под данным термином понимается фактическая передача под контроль ПНА районов Западного берега). Также был открыт южный «коридор безопасности», связавший Газу с Хевроном, из израильских тюрем освобождены палестинские заключенные, отбывавшие там наказание не только за уголовные, но и за политические (участие в террористической деятельности) преступления.
Высокопоставленный российский дипломат А.В.Салтанов, посетивший Израиль, Палестину, Иорданию, Египет, Сирию и Ливан в сентябре 1999 г. и передавший лидерам этих стран послания президента Б.Н.Ельцина, подтвердил необходимость закрепления позитивных сдвигов в политической атмосфере на Ближнем Востоке. Как шаг в правильном направлении он расценил Меморандум Шарм-аш-Шейха и в этой связи отметил «важность дальнейшего четкого выполнения достигнутых договоренностей о завершении переходного периода и проведении ускоренных переговоров о постоянном статусе палестинских территорий».
Лейтмотивом высказываний ближневосточных руководителей стала высокая оценка конструктивных усилий России на всех переговорных направлениях, заинтересованность в активизации ее коспонсорской роли на том ответственном этапе мирного процесса на Ближнем Востоке. «Российской стороной подтверждено стремление России и впредь всемерно содействовать установлению в регионе прочного и справедливого мира на основе резолюций 242, 338 и 425 СБ ООН, принципа «земля в обмен на мир».
13 сентября А.В.Салтанов принял участие в церемонии возобновления палестино-израильских переговоров об окончательном статусе палестинских территорий.
В то же время двусторонние требования и разногласия обусловили в последующем крайне медленную и болезненную реализацию Меморандума. ............