Часть полного текста документа:Учителю экономики глубокую методологическую подготовку Терентьев Михаил Алексеевич - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории ЯГПУ им. К. Д. Ушинского Каждая эпоха обнимает сумму разнообразных явлений, которые находятся в определённой степени субординации, подчинения и соподчинения. Экономическое образование базируется на той или иной системе взглядов, идей, концепций, органически вытекающих из социальной природы общества. Труд носит общественный характер, но он существует в конкретной социальной форме. Отсюда мероприятия по улучшению качества экономического образования (и тем более фундаментального) должны исходить из общественной формы производства, отражающей коренную историческую тенденцию экономического развития человеческого общества. Среди большого круга методологических задач экономического образования важное место занимают проблемы соотношения содержания и формы, сущности и явления экономических категорий, экономических противоречий как источника развития и познания и др. Известно, что старому содержанию соответствует старая форма, а новому - новая. До тех пор, пока новое содержание окончательно не развилось, оно может реализоваться не только посредством новой (внутренней), но и старой (внешней) формы. Следовательно, диалектическая связь нового содержания с формой принимает такой вид: новое содержание - новая форма - переходная форма - старая форма. Возросшее значение методологических проблем в экономическом образовании в современный период объясняется рядом обстоятельств. Мощное развитие экономических знаний ведёт к дифференциации и появлению всё новых отраслей экономических наук, изучающих закономерности развития отдельных сфер и явлений народного хозяйства. Становление всемирного хозяйства как целостного образования посредством внутрисистемной и межсистемной интеграции, развитие совместных предприятий и свободных экономических зон предъявляют повышенные требования к глубокому исследованию всё более широкого круга проблем, новых экономических процессов. Чтобы понять их истинную социальную природу и закономерности действительного движения, а не заниматься простым описанием поверхностных явлений, надо иметь в своём распоряжении эффективные методы исследования глубинных процессов экономической жизни. Актуальность методологических проблем объясняется также тем, что их разработка служит сильнейшим оружием в борьбе против догматизма и волюнтаризма в хозяйственной политике. Требование о необходимости использования мирового опыта в экономическом образовании по существу исходит из потребностей заложить в основу закономерности планомерной организации общественного производства. Сознательный характер человеческой жизнедеятельности на базе определённого бытия невозможен без целеполагания. Цель, как указывал К. Маркс, в значительной мере определяет и сам характер, и способ этой деятельности. Человеку присуще познание как высшая форма отражения действительности. Выделив объект действительности как таковой, человек тем самым выделяет и себя, своё субъективное отношение к нему, определяет свою собственную меру во взаимоотношениях с ним. Отсюда, по К. ............ |