Санина Анна Георгиевна - кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Государственного университета - Высшая школа экономики (Санкт-Петербург).
Задачи обеспечения инновационного развития экономики и формирования общества, основанного на знаниях, требуют изучения взаимодействия между различными институтами в сферах науки,
образования и производства. Интегративное взаимодействие таких институтов дает мультипликационный эффект, как о том свидетельствует, в частности, опыт Китая, Израиля и Финляндии, где стимулирование развития небольших инновационных предприятий при поддержке государства стало одним из факторов экономического роста. Малые и средние предприятия, развитие которых связано с быстрым освоением научно-технических достижений,
составляют основу экономической жизни большинства промышленно развитых стран. Их влияние на формирование рынка труда побуждает власти заботиться об улучшении их инфраструктуры и условий деятельности, что позволяет снизить уровень безработицы и улучшить экономическую ситуацию.
Хотя академическая наука не решает конкретных производственных или финансовых задач, ее открытия и достижения влияют на экономическую и производственную сферу через развитие техники, совершенствование производственных технологий, улучшение социальной организации.
В сферу науки как области теоретического знания не входит выполнение конструкторских разработок в производственной и хозяйственной практике. Это область прикладных исследований.
Редкие случаи сочетания в одном лице ученых-исследователей и инженеров встречаются среди экспериментаторов (П. Л. Капица) или инженеров, тесно связанных с физическими науками (С. П.
Королев). Но, как отмечает В. М. Бродянский, "даже самые "инженерные" фи-Статья подготовлена в рамках реализации проекта Ресурсного центра Санкт-Петербургского государственного университета "Основные векторы интеграции в современном обществе: наука, образование, бизнес" (грант N 2049). стр. 122 зики и химики все же остаются больше теоретиками, а самые "теоретичные" инженеры - практиками" [1, с. 49]. К примеру, для инженера отраслевого НИИ основная доля затрат труда приходится на прикладные исследования, разработку и совершенствование промышленных образцов, и очень незначительная - на теоретическую деятельность. Попытки крупных ученых стать на время инженерами или предпринимателями чаще всего приводят к печальным результатам. Среди примеров - неудачный дебют А. Эйнштейна в роли конструктора самолетов в 1915 г. [2], а также попытка Й. А. Шумпетера применить экономические познания в деятельности на посту президента частного банка, завершившаяся банкротством [3, с. 13].
Наука влияет на производство и технологии не только посредством генерации идей, но и по другим каналам - через экономику, организацию и т.д. В формировании культуры наукоемкого производства, основанного на знаниях, важное место принадлежит образованию, поскольку при современном производстве высокой сложности становится очевидным, что чем квалифицированнее работник, чем выше его общая культура и качество его труда.
Предполагается, что интеграция образования, науки и производства приведет к повышению инновационного потенциала российской экономики. ............