МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат по дисциплине «Педагогические измерения»
Установление связи между характеристиками когнитивного развития учащихся и их успешностью в обучении математике
Выполнила студентка 5курса
Беляева Яна
Проверил Павлов А.Л.
Донецк, 2011
Введение
В ходе деятельности человек сталкивается с разными проблемами, для решения которых необходимо работать с информацией. Инструментом познания окружающего мира являются когнитивные способности человека: способности приобретать, хранить, воспроизводить и преобразовывать информацию. Когнитивные способности – один из базовых ресурсов личности, который лежит в основе продуктивной деятельности человека. Когнитивное развитие – процесс формирования и развития когнитивной сферы человека, в частности её восприятия, внимания, памяти, интеллекта, мышления и речи.
Развитие личности всегда было и остается одной из главных целей обучения в школе. Одним из современных подходов в обучении является когнитивное обучение. Его целью является развитие умственных способностей личности.
Главной составляющей когнитивной сферы учащихся является мышление. Мышление возникает и развивается вместе с практической деятельностью ученика на основе непосредственного чувственного познания. Благодаря мышлению отображаются существенные свойства и взаимосвязи предметов и явлений действительности в обобщенной и опосредованной форме. В основе мышления лежат операции анализа и синтеза, однако каждый акт мышления представляет собой единство знаний, умственных действий и отношения ученика к деятельности.
Из истории возникновения и развития тестов когнитивных способностей
Дж. Кэттелл предложил термин «умственный тест» в 1890 г., но еще до этого Ф. Гальтон разработал набор простейших умственных тестов. Тесты Кэттелла, предназначавшиеся для студентов американских колледжей, измеряли скорость психических реакции, сенсорное различение и словесные ассоциации. Эти тесты, однако, оказались плохо связанными с успешностью студентов в обучении. В начале 1900-х гг. французский психолог А. Бине обнаружил, что тесты более сложных умственных функций, таких как способность к запоминанию отрывков прозы или к решению простых мыслительных задач, оказались полезными в прогнозировании школьной успеваемости и в идентификации детей с задержками психического развития. В начале XX в. британские психологи во главе с Ч. Спирменом разработали множество тестов психических функций, которые могли проводиться как с детьми, так и со взрослыми. В США толчком к «тестовому движению» послужила не только адаптация Л. М.Тёрменом в 1916 г. тестов Бине, известная как тест Стэнфорд-Бине, но и широкое применение тестов для классификации офицеров и новобранцев, мобилизованных в ходе Первой мировой войны. Все эти тесты — Бине, Тёрмена и армейские — стали называться тестами «интеллекта». Они получили широкое распространение не только в силу их практической полезности, но и как меры важных умственных характеристик.
Для оценки согласованности результатов разных тестов при измерении ими одной черты или одного свойства можно использовать коэффициент корреляции. ............