Часть полного текста документа:В лабиринте эмоционального интеллекта Валерий Кичкаев В начале 1990-х гг. в психологической литературе появился термин "эмоциональный интеллект". Причастными к его появлению оказались американские психологи П. Саловей и Дж. Мейер. Эмоциональный интеллект - это с одной стороны, способность понимания, анализа и контроля собственных чувств и эмоций, с другой - умение чувствовать и понимать настроение окружающих людей. Чтобы разобраться в этом довольно сложном явлении, мы решили обратиться к Дениэлу ГОУЛМЕНУ - выдающемуся психологу современности, автору бестселлера "Эмоциональное сознание", проданного тиражом более 5 млн. экземпляров. Валерий Кичкаев: Господин Гоулмен, какова основная идея ваших книг, которые посвящены эмоциональному интеллекту? Дениэл Гоулмен: Основная мысль, которую я хочу донести до читателя в своих книгах, такова: существуют различные виды интеллекта, а не только так называемый IQ, известный многим еще со школьной скамьи. В частности, я веду речь об эмоциональном интеллекте, который может помочь человеку в различных сферах жизни. Например, имея развитый EQ, можно стать хорошим мужем или женой, отцом или матерью, добиться успеха на работе, в особенности если речь идет о профессиональной или служебной карьере. В.К.: Насколько я понимаю, без людей с развитым эмоциональным интеллектом не может обойтись ни одна компания. Д.Г.: Безусловно. Особенно я бы хотел отметить роль топ-менеджеров. Если топ-менеджер стремится удержать в своем коллективе ценных сотрудников, то стиль руководства должен основываться на принципе эмоционального сознания. В.К.: А что означает это принцип? Д.Г.: Отдел нашего мозга, отвечающий за чувства и эмоции, организован по принципу "открытого контура". Это позволяет другим людям воздействовать на него. В.К.: Я понял. Если у руководителя плохое настроение, то жди беды. Д.Г.: Да, вы правы. Руководитель очень сильно влияет на настроение своих подчиненных, поэтому он должен уметь выбрать такую эмоционально сознательную линию поведения, которая позволит сотрудникам раскрыться в наибольшей степени. В.К.: Многие считают, что эмоциям не место на работе. Д.Г.: Отрицательным эмоциям, действительно, не место на работе, поскольку человек, который чем-то обеспокоен или разгневан, не способен ясно мыслить, объективно оценивать информацию и принимать грамотные решения. Кстати, по тому, как человек умеет управлять эмоциями, можно судить о его умении эффективно работать. Что касается положительных эмоций, то они нужны на работе, поскольку необходимы всегда и везде. В.К.: Чем должен обладать руководитель, чтобы выбрать эмоционально сознательную линию поведения? Д.Г.: Руководитель должен обладать тем, о чем мы говорим, - развитым эмоциональным интеллектом. В.К.: Настало время дать определение этому понятию. Д.Г.: Я отвечу достаточно просто. Эмоциональный интеллект - это то, как мы обращаемся с самим собой и нашими взаимоотношениями. Он имеет четыре главных составляющих: самосознание (self-awareness), самоконтроль (self-management), эмпатия (empathy) и навыки отношений (relationship skills). В.К.: Расшифруйте, пожалуйста. Д.Г.: Человек с высокой степенью самосознания знает свои сильные и слабые стороны, то есть осознает свои эмоции. ............ |