Татьяна Юрьевна Maтвeeвa, кандидат экономических наук, доцент кафедры макроэкономического анализа факультета экономики ГУ ВШЭ.
Валовой внутренний продукт ( Gross Domestic Product — GDP) — это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (внутри страны) в течение одного года.
Проанализируем каждое слово этого определения.
1. Совокупная. ВВП — это агрегированный показатель, характеризующий общий объем производства, совокупный выпуск.
2. Рыночная. В стоимость ВВП включаются только официальные рыночные сделки, т.е. те, которые прошли процесс купли-продажи и были официально зарегистрированы. Поэтому в ВВП не включаются:
труд на себя (человек сам строит себе дом, ремонтирует квартиру, вяжет свитер, чинит телевизор или автомобиль, делает себе прическу и т.п.);
труд на безвозмездной основе (например, дружеская помощь — починить забор соседу, сделать ремонт приятелю и т.п.);
стоимость товаров и услуг, производимых теневой экономикой. Хотя продажа продукции, производимой подпольно, является рыночной сделкой, однако официально она не регистрируется и не учитывается национальными статистическими и налоговыми органами. К теневой экономике, таким образом, относят не только незаконные виды деятельности (например, наркобизнес, но и вполне легальные, прибыль от которых, однако, укрывается от уплаты налогов. Объем производства этого «сектора» экономики составляет в развитых странах от трети до половины совокупного выпуска. Для оценки доли теневой экономики не существует прямых методов подсчета и используются косвенные методы, такие, как дополнительный расход электроэнергии сверх необходимого для обеспечения официального производства и дополнительное количество денег в обращении сверх необходимого для обслуживания официальных сделок.
3. Стоимость. ВВП измеряет совокупный объем производства в денежном выражении (стоимостной форме), так как иначе невозможно сложить яблоки с дубленками, автомобилями, компьютерами, услуги парикмахеров с услугами стоматологов и т.п. Деньги служат измерителем стоимости товаров и услуг, позволяющим определить ценность всех производимых экономикой разнообразных видов товаров и услуг.
4. Конечных. Вся продукция, производимая экономикой, делится на конечную и промежуточную. Конечная продукция ( final goods) — это продукция, которая идет в конечное потребление любому макроэкономическому агенту и не предназначена для дальнейшей производственной переработки или перепродажи. Промежуточная продукция ( intermediate goods) направляется в дальнейший процесс производства или перепродажу. К промежуточной продукции относят сырье, материалы, полуфабрикаты и т.п. Однако в зависимости от способа использования один и тот же товар может быть и промежуточным продуктом, и конечным. Например, мясо, купленное домохозяйкой для борща, является конечным продуктом, так как пошло в конечное потребление, а мясо, купленное рестораном «Макдональдс», — промежуточным, так как будет переработано и вложено в чизбургер, который в данном случае и будет конечным продуктом.
Включение в ВВП стоимости только конечной продукции позволяет избежать повторного (двойного) счета ( double accounting). Например, в стоимость автомобиля входит стоимость железа, из которого делают сталь; стали, из которой получают прокат; проката, из которого сделан автомобиль.
По этой же причине все перепродажи также не включаются в ВВП, поскольку их стоимость уже была однажды учтена в момент их первой покупки конечным потребителем.
Так как стоимость конечной продукции не может быть подсчитана непосредственно, поскольку по виду невозможно определить, является ли данный товар конечной или промежуточной продукцией, то ее рассчитывают по добавленной стоимости ( value added). ............