СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Религия древнего Вавилона.
2.Вавилон в библейских легендах.
2.1. Пророчество Исайи.
2.2. Две истории о Данииле.
2.3. Вавилонское столпотворение.
3. Природа Двуречья.
4. Общественное устройство.
5. Храм - центр экономической, политической и культурной
жизни.
6. Возвышение Вавилона.
7. Искусство Вавилона.
8. Законы и суд в древнем Вавилоне.
Заключение.
ВВЕДЕНИЕ
Сотни лет отделяют нас от огромного цветущего города, называемого Вавилон, или Ворота бога. Бывший прежде лишь небольшим провинциальным поселением в среднем течении Евфрата, в 18-19 вв. до н.э. Вавилон расширился, завязал торговые отношения с разными странами мира. Высокого расцвета в нем достигли науки, литература и искусство.
Однако многие художественные памятники, испепеленные войной, разграбленные и сожженные, дошли до нас в ничтожном состоянии. О Вавилоне мы больше знаем по письменным источникам. Из них известно, что древнейшими жителями Двуречья были шумеры на юге и аркадцы на севере.
1. РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА.
Очень важной особенностью этой эпохи является то, что ранняя древность не знала национальной и религиозной вражды. Противоположная точка зрения, согласно которой национальная и религиозная вражда столь же древни, как и человечество, присущи, так сказать, самой человеческой натуре, не основана на фактах и служит лишь для оправдания националистической пропаганды.
Отметим, что религиозная вражда появляется лишь вместе с догматическими религиями (поздним иудаизмом, христианством и исламом), т.е. с теорией, согласно которой существует лишь одна "истинная вера", а сторонники других мер суть приспешники зла или в лучшем случае заблудшие. Многобожие ранней древности легко принимало любых богов и любые культы. Каждый человек, разумеется, прежде всего чтил богов своей общины, но признавал существование иных богов, а приехав в чужую страну, спешил принести жертвы ее "хозяевам", т.е. местным богам.
Исходя из всего этого, следует подчеркнуть, что встречающиеся в научной литературе (главным образом западной) рассуждения о "соперничестве" шумеров и аркадцев, о "покорении" первых вторыми, о "шумерском возрождении" и т.п. не имеют под собой научной почвы. Правильнее говорить о господстве той или иной общины или династии (шумерской или аркадской, что было в значительной степени делом случая).
2. ВАВИЛОН В БИБЛЕЙСКИХ ЛЕГЕНДАХ.
2.1. Пророчество Исайи.
"И Вавилон, краса царства, гордость халдеев, будет ниспровергнут богом, как Содом и Гоморра. Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем. Не раскинет аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать та. Но будут обитать в нем звери пустыни и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены - в увеселительных домах. Близко время его, и не замедлят дни его"(Кленгель-Бранд Эвелин "Путешествие в Древний Вавилон" М., 1979 г.).
Это мрачное предсказание пророка Исайи о судьбе славной столицы - Вавилона - содержится в Ветхом завете. Наряду со многими другими подобными текстами в пророчестве Исайи говорится о возвышении и гибели царства, само название которого стало нарицательным для обозначения роскоши и богатства, греха и разврата. Многие предания, пророчества и изречения Священного писания христиан связаны с именем Вавилона и прочно вошли в мир представление нашей западной культуры. ............