Часть полного текста документа:ВВЕДЕНИЕ В настоящее время в экономике нашей страны сложилась двойственная ситуация. С одной стороны, наблюдается некоторая стабилизация в промышленности, которая выражается в понижении темпов падения производства. С другой стороны, по-прежнему сохраняется проблема неплатежей, которая приобрела всеобщий характер, и буквально парализовала экономику всего государства, затронув даже межгосударственные отношения - проблемы неплатежей. Не снижаются размеры дебиторской и кредиторской задолженностей предприятий, остаются факты несвоевременной выплаты заработной платы на предприятиях практически всех отраслей экономики. Кризис неплатежей, в первую очередь в промышленном секторе принял угрожающие масштабы: на 1 января 1998 г. общая кредиторская задолженность промышленных и сельскохозяйственных предприятий, строительных и транспортных организаций составляла 499,0 трлн.руб.1 или 54% от общей суммы кредиторской задолженности. Общая дебиторская задолженность на начало января 1998 г. составляла 664,8 трлн.руб., из нее просроченная 334,0 трлн.руб. или 50%. Суммарная задолженность по заработной плате возросла за 1997 г. в 2,2 раза, достигнув в январе 1998 г. 47 151 млрд. руб. (только в Иркутской области она составила 88 трлн.руб.). При этом в производственных отраслях она увеличилась в 2,1 раза, в отраслях социальной сферы - в 3,2 раза.2 Государство из-за неисполнения доходной части бюджета не может провести финансирование в необходимом объеме запланированных целевых программ, инвестиционных проектов. Острый дефицит денежных средств является необходимым следствием неплатежей. Это вынуждает предприятия, различные энергетические компании и железные дороги искать альтернативу деньгам, использовать в расчетах другие финансовые инструменты. Предприятия по-разному стараются выйти из кризиса, и одним из вариантов решения проблемы неплатежей стал вексель. Вексель - одно из основных орудий, используя которое можно реально уменьшить объем неплатежей. Наибольшие объемы выпуска векселей приходятся в период так называемого кризиса неплатежей. Это вытекает из самой сути векселя и истории его происхождения. Стремительное внедрение векселей в финансовую сферу российской экономики было вызвано, главным образом, двумя причинами. С одной стороны, жесткая кредитно-денежная политика государства (направленная на обуздание инфляции) вызвала физическую нехватку денежной массы для обслуживания хозяйственного оборота. Это способствовало бурному росту объемов денежных суррогатов, роль которых, в частности, играли векселя. Причем правительство же первым и подало пример, когда вместо реального финансирования бюджетных предприятий выпустило сначала казначейские обязательства (1994-1995 гг.), а затем гарантировало вексельные кредиты банков (1995-1997 гг.). С другой стороны, росту вексельной массы способствовала налоговая политика государства, обремененного чрезвычайно большими бюджетными и социальными проблемами. Неподъемный налоговый пресс, составляющий более 30% ВВП, породил весьма настоятельную потребность хозяйствующих субъектов в "оптимизации" объемов налоговых платежей (или в перемещении в "тень" части хозяйственного оборота). Проблема, в частности, решалась с помощью применения в финансовых схемах векселей. В последнее время выпуск вексельной массы достиг таких огромных размеров, что вексель стал играть роль "квази" денег в экономике страны. ............ |