Часть полного текста документа: АССОЦИАНИЗМ. Ассоцианизм относиться к объектному подходу. Объектный подход является механистическим и в нем объект активен. Специальных исследований по мышлению не было, но были представления, на которые исследователи опирались. Специальная психологическая задача виделась исследователям в том, чтобы интерпретировать известные формы логического мышления, то есть суждения и умозаключения. Умозаключение, в представлении ассоцианизма, - это ассоционированные суждения. А суждения - это ассоционированние между понятиями. Механизм образования понятий у ассоцианистов можно сравнить с образованием фотографии, то есть происходит наложение и остается самое существенное. Конкретным примером теории, объясняющей, как именно образуются понятия, является теория диффузных репродукций. Объяснительная модель ассоцианизма - это теория Мюллера. Для классической ассоциативной психологии наши психические явления, и в том числе также деятельность нашего разума, являются системой диффузных репродукций. И суть этой теории состоит в том, что если имеются два источника проблемной ситуации - условия задачи и требование задачи - то каждый из этих элементов проблемной ситуации порождает ненаправленные ситуации, они диффузны. Какие-то ассоциации могут встретиться, и акт встречи называется репродукцией. Далее выделяется признак, который становиться общим и существенным для исходных представлений, для образуемого понятия. Следы в памяти одновременных психических процессов так связаны (ассоциированы) между собой, что при возращении одного из процессов снова протекают другие. Благодаря этому психический процесс, повторно возникающий более часто, становиться центром системы ассоциаций, расходящимся по всем направлениям. Обращенное к нам слово "а" будет, например, иметь тенденцию снова возбуждать представления всех предметов, которые при его применении были в нашем сознании. Каждое из этих представлений снова станет центром системы расходящихся ассоциаций, и таким образом все репродуктивные тенденции, возбужденные словом - раздражителем, будут расходиться по всем направления, диффундировать. Поэтому психические явления в воображении классической ассоциативной психологии могут быть обозначены как система диффузных репродукций. В ассоцианизме понятия задачи нет. Общий существенный признак осознается ясно и отчетливо. Не отчетливо осознаваемые ассоциации отмирают, а остаются те, которые ясно осознаются. Идея тождества общего и существенного признака является принципиальной для ассоцианистов. Внутри ассоцианизма стали появляться работы, теории, направленные на изучение специфики, содержания мышления, в отличии от простого ассоцианирования. В ассоциативной школе принято различать своеобразный умственный процесс, называемый мышлением, от ряда мыслей, которые могут привести такому же результату, как и мышление. Специфика мышления проявлялась в тех случаях, когда человек сталкивается с ситуацией неопределенности и должен сделать выбор. Определение мышления в точном смысле этого слова в рамках этого подхода было предложено У. Джеймсом. Мышление определяется как сочетание чувствительных элементов. А элементами мышления являются чувственные представления, то есть связь между отдельными понятиями. ............ |