Сегодня витражи переживают свое очередное рождение. Все чаще их используют в элементах мебели, в оформлении декоративных перегородок и беседок, вставляют в оконные проемы и т. д. Витраж, подобно волшебному кружеву, вплетается в нашу повседневную жизнь, принося в нее небольшой кусочек сказочной атмосферы. На витражной картине словно оживают и переливаются разными красками в лучах света составляющие ее образы.
Первые упоминания о витражах пришли к нам из древнего Египта и Византии. В те времена витраж считался роскошью. Им украшали только дома знати и вставляли в оконные проемы храмов. Но второй родиной витражного искусства можно смело назвать Америку девятнадцатого века. До этого времени витраж относился к оформительскому ремеслу, и не считался особенным видом искусства. Однако профессиональные художники Джон Ла Фарж и Луис Комфор Тиффани подняли уровень витражного искусства до высот живописи и архитектуры. В те времена живопись пользовалась огромной популярностью. А эти два художника, работая со стеклом, пытались добиться в своих картинах объема, передачи глубокого пространства и игры света и тени. Ла Фарж и Тиффани работали в витражном стиле примерно в одно время, но отдельно друг от друга. Однако дело у них было общее: они изобретали новые технологии изготовления стекла разной фактуры и неповторимых оттенков. В результате их кропотливого труда на свет появились витражные произведения неповторимой цветовой гаммы и выразительности.
Считается, что изобретение молочного стекла с включением опаловых разводов, использующегося в витражном искусстве и по сей день, принадлежит Ла Фаржу. Продолжение работы художников в данном аспекте позволило получить невероятное количество разных вариантов оттенков стекол. Плодами этого невероятного труда пользуются в витражных мастерских и до сих пор.
Луис Комфор Тиффани усовершенствовал технику пайки стекла. В своих работах он применял многослойное стекло и соединял элементы медной фольгой или свинцовыми протяжками. Для того чтобы усилить зрительный эффект, придать витражу объем и пространственный эффект, мастер намеренно менял толщину соединительных швов. Однако Тиффани, как любая творческая личность, был натурой увлекающейся. Часто вследствие желания автора добиться естественности и высокого художественного уровня, его витражи становились практически неподъемными, а иногда и теряли прозрачность из-за наложения большого количества слоев стекла. Луис Комфор Тиффани был сторонником декоративных витражей, которые замечательно смотрелись в разных масштабах и местах. Но и старинной техники изготовления витража этот художник-новатор не чурался. Тиффани пользовался ей в изготовлении витражей для храмов и в изображении ликов святых.
Но все-таки Тиффани был человеком практичным, поэтому авторская техника изготовления витражей Тиффани упрощена до минимума. Она известна в истории стеклоделия как «Техника Тиффани». Техника Тиффани появилась примерно в 1899 году и сразу же стала популярной в обычном быту. Благодаря технике Тиффани (используя его витражную технику), изготавливали абажуры для электрических ламп. Конечно, масштабы работы в этой сфере применения витражей не сравнятся с масштабами создания классических витражей. ............