Часть полного текста документа:Виуэла Vihuela / Виуэла (вихуэла или вигуэла в старой транскрипции) - испанский щипковый инструмент, близкий к гитаре и имевший пять (иногда семь - см. Бермудо) двойных и одну одинарную струну, на которой исполняли мелодию. Внешне от гитары виуэла отличалась более узким корпусом и выпуклой нижней декой, хотя до сих пор мнения о конструкции исторической виуэлы спорны, о чём будет сказано ниже, к тому же имеются многочисленные описания "барочных" гитар, имеющих подобную нижнюю деку. В XV-XVI веках виуэла была особенно популярна в аристократических кругах. За один только короткий период с 1535 по 1578 гг. в Испании были опубликованы 10 сборников пьес для виуэлы. Виуэла - инструмент, ведущий происхождение от средневековой смычковой виуэлы (vihuela de arco). Поначалу на виуэле играли посредством плектра (vihuela de рenola), но еще в XV веке, под влиянием лауда, перешли на ручной способ игры, сделав, таким образом, виуэлу, в точном значении слова, щипковым инструментом. Такая виуэла называлась "ручной виуэлой" (vihuela de mano), в настоящее время под термином виуэла имеют в виду именно виуэлу де мано. В XVI веке в Испании существовали три основных типа виуэлы, различавшихся размерами и, соответственно, тесситурой: малая (дискант), средняя (наиболее употребительная) и большая (басовая) виуэлы. Среди различных настроек преобладала настройка по квартам, с большой терцией между 3-й и 4-й струнами. Виуэла использовалась как сольный и сопровождающий пение инструмент, она привлекла внимание многих крупных композиторов, создавших её классику, - богатую и своеобразную область испанского музыкального наследия. Перед современным аутентистом возникает проблема реконструкции подходящего инструмента для исполнения репертуара именно виуэлы, которая усложнена почти полным отсутствием сохранившихся достоверных и неповрежденных исторических инструментов. Известный инструмент (большая виуэла), находящийся в Musee Jacquemart-Andree, в Париже, пока единственный, что удостоверен в подлинности специальной экспертизой. Первая идентификация этого инструмента как виуэлы была произведена Э.Пухолем - именно он обнаружил её в этом музее. Загадочный, пока, инструмент, обнаруженный в Кито, ещё ожидает надлежащей экспертизы. Он может оказаться южноамериканским инструментом XVIII-XIX веков, представляющим вариацию гитары с шестью хорами (рядами) струн, а не истинной виуэлой. Недавно появились сведения о существовании другой исторической виуэлы. Впоследствии, после её исследования, в мае 2001 года была изготовлена копия опытного образца. Эта виуэла, как утверждают мастера, дала важные ключи к пониманию конструкции виуэлы, приводящие к выводу, что изготовление виуэлы в эпоху Siglo de Oro было, вероятно, делом намного более тонким и многогранным, чем это считалось до сих пор. Некоторые исследователи предполагают, что иберийская vihuela (de mano) обычно имела плоскую нижнюю деку и колковую коробку с, вероятно, настроенными в унисон басовыми рядами (хорами, курсами) струн, в то время как итальянская violadamano имела выпуклую нижнюю деку и серповидную колковую коробку, с настроенными в октаву басовыми рядами струн (подобно современной лютне с шестью рядами струн). Для того чтобы подтвердить или опровергнуть это утверждение, должны быть проведены значительно больше исследования, которые позволят определить и различить эти две школы конструкции виуэлы. Небезынтересен тот факт, что Франческо да Милано ставил виолу да мано на одну ступень с лютней - есть опубликованные им произведения для виолы или лютни "Intavolatura de Viola o vero Lauto ... ............ |