Вступление
Владимир Всеволодович Мономах, в крещении Василий (1053г., Киев?-19.05.1125г., там же) - князь Смоленский, Переяславский, с 1113г. - великий князь Киевский. Из рода Рюриковичей. Внук Ярослава Мудрого и сын великого киевского князя Всеволода I Ярославича и византийской принцессы Марии (см.Приложение 1), от отца которой императора Константина IX Мономаха и унаследовал свое почетное родовое прозвище «Мономах» (в перводе с греческого – «единоборец»).
Он был крупнейшим политическим и военным деятелем Руси на рубеже XI и XII веков и, вместе с тем, выдающимся писателем, чьи произведения строго следовали его политической программе и направлению его покровительства литературной, летописной, законодательной работе своего времени и пропаганде политических идей.
В XI веке, особенно во второй его половине, развивается феодальная раздробленность Руси (приложение 6). Каждый князь претендует на самостоятельное управление своей отчиной. Владимир Мономах не был противником все углублявшегося деления Русской земли на отдельные княжества, но стремился при этом сохранить политическое, военное и культурное единство Руси на новой моральной основе: на основе договоров о союзах князей между собой, скрепляемых целованием креста, взаимными обещаниями и сохранением за собой отчин без посягательств на отчины соседей. Свою идею союзов Владимир Мономах постоянно высказывал на княжеских съездах (1097, 1100 и 1103гг.).
Владимир Мономах устанавливает культ князей братьев Бориса и Глеба, безропотно подчинившихся своему старшему брату Святополку и погибших от руки подосланных им убийц. Культ Бориса и Глеба должен был подать пример всем князьям полного, до самой мученической кончины подчинения старшему князю и вместе с тем резко осудить старшего князя - Святополка Окаянного, не пожелавшего считаться с правами младших. Тем самым Владимир Мономах как бы выступал против принципа единодержавия на Руси, изображая это единодержавие в известных обстоятельствах преступным и братоубийственным.
Стремясь к миру и добровольному единству Руси при одновременном наличии многих ее «держателей», Владимир Мономах покровительствовал летописанию, напоминая об историческом единстве княжеского рода и пропагандируя легенду о происхождении всех русских князей от одного князя - Рюрика.
Выступая за мир на основе договорных начал между князьями и принципа отчинного начала, Владимир Мономах стремился по возможности смягчить также и социальные противоречия.
Ратная деятельность
Всю свою долгую жизнь Владимир Мономах посвятил объединению Русской земли и защите ее от постоянных набегов половцев (Приложение 4). Под этим названием, а также под именем команов (у византийцев), кунов (у венгров), кипчаков (у грузин) этот кочевой народ, обитавший в южнорусских степях, встречается в древнерусских летописях, в польских, чешских, венгерских, немецких, византийских, грузинских, армянских, арабских и персидских письменных источниках.
Воевать с ними Владимир Мономах начал, когда получил в удельное правление порубежное Переяславльское княжество, стоявшее на краю Дикого поля, или, как его тогда называли на протяжении целого столетия - Половецкой степи.
Отечественная история донесла до нас горестные цифры: с зимы 1061 года по 1210-й половцы совершили 46 только больших набегов на Русь, не считая малых. ............