Оглавление Введение........................................................................................................... 3
1. Понятие власти домовладыки. Личные отношения между домовладыкой и подвластными.................................................................................................. 4
2. Возникновение отеческой власти................................................................ 6
3. Влияние отеческой власти на имущественное положение подвластных. 10
4. Прекращение отеческой власти................................................................ 16
Заключение.................................................................................................... 18
Библиографический список........................................................................... 21
Введение
Семья в древнейший период римской истории представляет законченный тип промежуточной патриархальной семьи, объединявший под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов. Глава семьи и властелин древнейшей семьи - домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит.
Домовладыка первоначально имел одинаковую власть (mаnus) над женой, детьми, рабами, вещами; всех их - и жену, и детей, и имущество - домовладыка мог истребовать с помощью одинакового (виндикационного) иска. Лишь постепенно эта власть дифференцировалась и получила разные наименования: manus mariti (над женой), patria potestas (над детьми) и т.д.
В древнейшее время власть домовладыки была безгранична и потому сопровождалась полным бесправием подвластных. Постепенно, однако, эта власть стала принимать более определенные границы; одновременно личность подвластных стала постепенно получать признание в частном праве. Ослабление власти домовладыки явилось следствием изменения производственных отношений, разложения патриархальной семьи, развития торговли, предполагавших известную самостоятельность взрослых членов семьи.
Гай называет институт отцовской власти ius proprium civium romanorum (строго национальным институтом римских граждан) и добавляет: «едва ли существуют еще другие люди, которые имели бы такую власть над своими детьми, какую имеем мы, т.е. римские граждане»[1].
1. Понятие власти домовладыки. Личные отношения между домовладыкой и подвластными Отеческою властью (patria potestas) именуется особый вид господства одного лица над другим, рожденным от него в законном браке или законом приравненным к естественно рожденному. Это господство установлено не в интересах лица, которое ему подлежит, но в интересах субъекта господства - отца.
По римским воззрениям, прочность государственного строя обусловливалась прочной организацией семьи, а последняя мыслима была лишь при установлении сильной власти в пределах дома, предоставленной одному лицу. Власть эта поэтому:
1) всегда принадлежит мужчине, но не женщине;
2) всегда принадлежит непременно лицу sui juris (так что ребенок, имеющий несколько восходящих, находится под властью наиболее отдаленного восходящего, под властью которого стоят более близкие;
3) власть эта не прекращается достижением какого-либо возраста со стороны подвластного: она продолжается до смерти домовладыки или до эмансипации подвластного домовладыкой.
Нужно заметить, что по мере упадка нравов злоупотребления отеческой властью стали встречаться все чаще и чаще, самый принцип единого и полного господства в семье домовладыки в имущественном и личном отношении перестал мало-помалу гармонировать с изменившимися воззрениями общества, и поэтому первоначально крайне широкая власть домовладыки стала подвергаться ограничениям, так что для юстинианова права мы имеем дело лишь с небольшими остатками прежде очень мощной patriae potestatis. ............