Часть полного текста документа:Влияние денежно-кредитной политики центрального банка на деятельность коммерческих банков России А.В. Селюк, Омский государственный университет, кафедра финансы и кредит Августовский кризис 1998 г. обострил хронические проблемы нашей экономики. Он является ярким проявлением противоречий, вызванных нерешенностью старых проблем (еще советского времени) при одновременном накоплении новых. Одной из причин данного обострения является денежно-кредитная политика Центрального Банка, который допустил падение рубля, объявил о замораживании и последующей реструктуризации долгов по ГКО. Это связано с тем, что Банк России: не оказал должного сопротивления политике исполнительной власти по раздуванию внутреннего государственного долга; практически сам напрямую кредитовал правительство, участвуя в "доразмещении" выпусков государственных ценных бумаг; - не потребовал установления твердой и достаточно низкой процентной ставки по этим государственным бумагам; долгое время поддерживал искусственно завышенный, по меньшей мере, на 15-20% курс рубля по отношению к американскому доллару; не осуществил высказанные еще в 1996 г. намерения принудительного размещения части активов страховых компаний в государственные ценные бумаги; не продумал подобную меру для банков; не выдвигал сам законодательных инициатив о путях санации банковской системы; не поддержал в достаточной степени подобные инициативы, выдвинутые подкомитетом по банковскому законодательству Государственной Думы. Еще в январе 1997г. эксперты TACIS пришли к выводам о разумности политики Центрального Банка в достижении финансовой стабилизации. С этого момента до августа 1998 г. руководство Центробанка пыталось выиграть время для проведения правительством насущных экономических реформ. К сожалению, кардинальных реформ в этот период проведено не было. Монетаристскими методами нельзя надолго подавить неденежные факторы инфляции, которые рождены существующей сферой производства. Денежно-кредитная политика не может осуществляться в отрыве от налоговой, бюджетной политики и политики развития производства. Современная налоговая политика носит чисто фискальный характер. Берут, например, ликвидное имущество за долги перед бюджетом и разоряют тем самым и без того неустойчивые производственные предприятия и в городе, и на селе. Отсутствует политика развития национального российского промышленного и сельскохозяйственного производства. Мы можем говорить, что в этом ярко выразилось отношение к народившемуся национальному капиталу и предпринимателю. Неисполнение бюджета связано не столько с несбалансированностью, о чем достаточно много сказано, а с тем, о чем стараются не упоминать - о нецелевом использовании средств на всех уровнях - от уровня местной власти до уровня региональной или федеральной. Говоря о развале управления и некачественном менеджменте, следует помнить, что нередко именно грамотное и качественное управление фирмой-посредником позволяет ей достигать хороших финансовых результатов за счет производственных предприятий. Многие омские предприятия разорились по этой причине, а ведь среди них были и экспортно-ориентированные фирмы. ............ |