Содержание
Введение………………………………………………………………....3
1. Обзор литературы……………………….……………………………6
1.1. Понятие самооценки………………………………………………...6
1.2. Развитие самооценки в онтогенезе………………………………..13
1.3. Роль самооценки в развитии межличностных отношений…………....18
2. Практическая часть……………………………………………………….21
2.1. Общая характеристика методик определения самооценки личности..21
2.2. Ход эксперимента…………………………………………………….28
2.2.1. Схема эксперимента………………………………………………..28
2.2.2. Тест "Нахождение количественного выражения уровня самооценки" по С.А. Будасси………………………………………………………………29
2.2.3. Социометрия…………………………………………………………..30
2.2.4. Методика изучения самооценки качеств личности (Т. Дембо-С. Рубинштейн) …………………………………………………………………34
2.3. Результаты исследований…………………………………………….35
2.3.1. Результаты тестирования по методике Будасси…………………….35
2.3.2. Обработка данных социометрического эксперимента……………..37
2.3.3.Обработка данных по методике Т. Дембо - С. Рубинштейн определение самооценки качеств личности)………………………………..38
2.3.4. Сопоставительный анализ полученных результатов…………………38
Заключение……………………………………………………………………..4Список литературы…………………………………………………….44
Приложения…………………………………………………………………….5
Введение
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. [17] Для этого сложного этапа показательны как позитивные (рост самостоятельности, повышение содержательности отношений с людьми, расширение сферы деятельности), так и негативные (дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения) проявления. В это время завершается оформление той схемы поведения, которая будет влиять на физическое и психическое здоровье, на всю дальнейшую общественную и личную жизнь. [23]
Одним из главных моментов является то, что в подростковый период происходит выход человека на качественно новую социальную позицию, в которой формируется и активно развивается сознание и самосознание личности. Постепенно происходит отход от прямого копирования оценок взрослых, возрастает опора на внутренние критерии. [31] Поведение подростка начинает все больше регулироваться его самооценкой.
Самооценка – это оценивание личностью своих возможностей, качеств и места среди людей. Она является осознанием собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды, проявлением самосознания индивидуума. Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития. [47] Зависимость характера и продуктивности всех форм внешней активности субъекта от его отношения к себе нашла неоднократное подтверждение в психологии [6, 10, 15, 24, 31, 39, 45, 51]. Поэтому отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств его личности.
Согласно исследованиям психологов, в частности, И.В.Дубровина, "Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли." [17]
Таким образом, формирование самооценки – характерная особенность личности подростка. Уровень развития самосознания и адекватность самооценки служат хорошим критерием для оценки психологического возраста человека и его психологических особенностей, в том числе и каких-либо отклонений и проблем. ............