ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Педагогика»
по теме: «Влияние тревожности на успеваемость обучения младшего школьного возраста»
Оглавление
Введение
1. Теоретическое обоснование проблемы влияния тревожности на успеваемость обучения детей младшего школьного возраста
1.1 Успеваемость школьного обучения как психолого-педагогическая проблема
1.2 Тревожность как проявление эмоциональной сферы младшего школьника
1.3 Тревожность как негативный фактор успеваемости обучения младшего школьника
2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию тревожности как фактора успеваемости обучения детей младшего школьного возраста
2.1 Выявление взаимосвязи уровня тревожности и успеваемости обучения учащихся начальной школы 2.2. Система работы по коррекции тревожности у младших школьников
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования на этапах констатирующего и формирующего экспериментов
2.4. Методические рекомендации по повышению успеваемости младшего школьника по средством коррекции их тревожности
Заключение
Список литературы
Введение Актуальность темы исследования обуславливается тем, что уровень тревожности в современных стрессовых и экологически неблагоприятных внешних условиях становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все его последующее развитие. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной. Многие психологи, такие как В.М. Лстапова, В.К. Вилюнас, К.Э. Изард, Н.Д. Левитов, Ч.Д. Спилбергер и другие, занимались проблемой тревожности. В работах Е.Л. Калиниа, Ю.Л. Ханина и других показано, что тревога как состояние адекватной угрозы оказывает оптимизирующее влияние на человека. Однако, как отмечается в работах А.И. Захарова, Н.В. Имеладзе, Л.М. Прихожан и других, постоянные переживания тревоги становятся личностным новообразованием – тревожностью. Анализ исследований различных авторов показывает, что детская тревожность имеет, с одной стороны, психодинамическую природу, с другой стороны, является результатом социализации. Для тревожности и страхов, раскрывающихся в условиях социализации, существует возможность коррекции в детском возрасте.
Начальное образование – это фундамент всего дальнейшего общего и любого профессионального образования. Успешность обучения в начальной школе во многом определяет судьбу человека, его будущую жизнь, поскольку именно в том возрасте, в каком обычно проводится начальное образование, формируются базовые основания личности человека.
Исследователи данной проблемы указывают очевидную взаимосвязь тревожности и эффективности обучения школьников. Психологи отмечают, что обучение часто сопровождается повышением тревожности у детей. Однако тревожность может выступать как активизатор учебного процесса, делая его успешным и эффективным, поскольку мобилизирует внимание, память, интеллектуальные способности ребенка, и как негативный фактор, не дающий возможность реализоваться детям в учебной деятельности.
Рассматриваемая нами проблема является одной из значимых в современной психологической науке, ее исследование и результаты нацелены на решение многих педагогических вопросов связанных с организацией эффективного обучения и воспитания младших школьников. ............