Часть полного текста документа:Внутренний мир и внешняя реальность Отто Кернберг, Джесон О. Тронсон Я основал психоаналитическое исследование процессов в большой группе, важное по нескольким причинам. Во-первых, это позволяет применить психоаналитическое понимание к организационному и административному функционированию а также дать дополнительное "измерение" (dimenension) проблеме "морали" (определенное начало групповых процессов внутри организационных структур). Во-вторых, применение теории объектных отношений к функционированию большой группы улучшает наше понимание регрессивных тенденций и опасностей для индивида в такой группе. Так исследования больших групп помогают объяснить процессы имеющие место в малых группах, которые, в свою очередь, освещают запутанные взаимоотношения между группой и индивидом. Моим отправным пунктом является работа Фрейда "Group Psychology and the Analys of the Ego" 1921 г. Перевод заглавия этой книги требует короткого отступления. Дословный перевод немецкого Masse - это толпа или, даже, точнее орда, шайка. Толпа - это большой конгломерат людей без какой-либо формальной организации; орда или шайка - это толпа с определенной, зачаточной, но четко прослеживаемой организацией в смысле направленности, целей или мотивов, обычно характеризующийся высоким эмоциональным накалом. Можно сказать, что шайка - это временная орда, и что определенные социальные и политические условия могут превратить толпу в шайку. Поскольку Фрейд занимался психологией больших человеческих групп с некоторой организацией, но высокой аффективностью и иррациональным поведением, то описывал он именно орды или шайки. Термин "шайка", однако, имеет определенные обесценивающие, умаляющие коннотации, которые отсутствуют в немецком Masse: следует подчеркнуть, что эти коннотации не нужны и не значимы в последней дискуссии. Фрейд описывает примитивное, эмоционально управляемое, нерефлексивное поведение в ордах и шайках и объясняет чувство быстро возникающей близости или интимности членов шайки друг другу как результат проекций личного идеала участников на лидера и идентификации членов группы с ним и с остальными членами. Проекция личного идеала на идеализируемого лидера исключает индивидуальные моральные сомнения, а так же высшие функции самокритики и ответственности, которые столь значимо опосредуются Super-Ego. Взаимная идентификация членов группы привносит чувство сходства, единения, но сопровождается серьезным снижением эго-функционирования. В результате примитивные, обычно бессознательные потребности берут верх и функционирование шайки идет под властью влечений и аффектов, восторга и ярости, стимулируемых и управляемых лидером. Фрейд увязывал эти концепции с идеями, содержащимися в "Totem & Taboo" 1913 г., предполагая что лидер первичной орды - это первичный отец, убитый сговорившимися сыновьями и замещенный тотемическим законом, который регулирует жизнь орды и предохраняет ее от саморазрушительной конкуренции между сыновьями и инцестуозной эндогамии. В его постскриптуме к "Group Psychology & the Analisis of the Ego", Фрейд обращается к мифу о герое, как отражению ритуализированной фантазии: младший сын способен на убийство отца, таким образом становясь идеализированным героем других сыновей и позволяя им, через бессознательную с ним идентификацию, принять участие в успешном отцеубийстве без осознания своей вины. Лидер орды представляет идеализированного, мифического героя; но это же означает, что идеализация лидера также включает первичную идеализацию эдипического отца. Bion (1961 г.) описывает регрессивные процессы, которые возникают в малых группах. ............ |