Часть полного текста документа:Вольный стих Л. Тимофеев Вольный стих (freie Verse, vers libere], как и белый стих, представляет собою модификацию силлабо-тонического стиха, принципиально от него не отличающуюся, но дающую частные отклонения. Такие модификации возникают внутри данной общей стиховой системы благодаря выключению из нее какого-либо компонента, что определяет некоторое их своеобразие как частных стиховых систем внутри общей. Так белый стих является (у нас) силлабо-тоническим стихом, из которого выключена рифма, В. С. - тем же стихом, из которого выключена равносложность и следовательно "равностопность": его ритмические единицы состоят из одинаковых "стоп" (т. е. распределяют ударения по слогам в определенных отношениях: через слог, как "ямбы" и "хореи", или через два слога, как "дактили", "анапесты", "амфибрахии"), но число "стоп" в каждой единице различно. Это между прочим резко отличает В. С. от "свободного стиха" (см.), с которым его часто путают и который хотя и неравносложен, но не делится на "стопы". Т. к. из системы выключен один из компонентов ритма, то равновесие остальных нарушается и восстанавливается на измененной основе - создающаяся таким образом модификация используется обычно (в пределах данного стиля) для прикрепления к тому или иному жанру (см.), и своеобразие ее является не только формальным, но и по существу она и возникает потому, что данный жанр приспособляет к своим нуждам общую систему стиха и выделяет те ее особенности, которые особенно для него подходят. Сам по себе стих является системой выразительных средств (см.), определенной в своем строении стилем и - у?же - жанром. Установив связь стиховой системы с жанром, мы тем самым приходим к возможности социологического объяснения характера данной стиховой системы (через жанр), т. е. вопреки формальному стиховедению рассматриваем стих не изолированно, а в связи со всем литературным стилем и социальными условиями, его определившими. В. С. (как и белый стих) тем и интересен, что на нем можно отчетливо проследить как особенности его формального строения определяются указанными причинами. В. С. чаще всего пишется ямбом, причем строки его не равны друг другу по числу слогов, а колеблются от 1 до 15, чаще от 2 до 13 слогов (т. е. от одностопного до шестистопного ямба), напр.: "Какого дерева почесть ее не знают, (13) Кто говорит, (4) Что палка та кленова, (7) Другой твердит (4) Дубова, (3) И ощупью слепцы хотят о том судить" (12) и т. д. (Хемницер). Эта разновеликость строк в В. С. очень ослабляет его ритмичность - главнейшие показатели этого: отказ от закономерного чередования рифм и клаузул (что видно из очень высокого процента тройных, четверных и более рифм, появляющихся случайно, а не закономерно у Хемницера их, например - 27,0%), отсутствие членения на строфы, включение в ямб хореических и односложных строк ("Минерва / напилась, как стерва" - Сумароков "Где сборы / Там и воры" - Хемницер "Но что родилось бишь / Мышь" - Сумароков и т. п.) и т. д. В то же время гораздо большее значение получает в В. С. смысловая нагрузка его единиц, рифма становится преимущественно глагольной (Хемницер, 67,0%), чрезвычайно растет значение синтаксического членения стиха (выражающееся в почти полном отказе от enjambement и в появлении "ритмического enjambement", т. е. в разрыве ритморяда, по требованиям смысла и синтаксиса, например: "Я эту ношу / Сброшу" - Хемницер, где трехстопный ямб разорван ради смысловой выразительности), строфа заменяется периодом, к которому подгоняется рифмовка, и т. ............ |