Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия
Дипломная работа
Воспитание самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения
Выполнила: студентка группы 8241
Тюкавкина Татьяна Николаевна
Научный руководитель:
К.п.н. Блинова Любовь Николаевна
Биробиджан, 2007г.
Оглавление
Введение
1. Теоретические аспекты воспитания самостоятельности у детей с нарушением интеллекта
1.1 Особенности самостоятельности у школьников с нарушением интеллекта
1.2 Коррекционная направленность трудового обучения в воспитании самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта
2. Описание методов и приёмов коррекционной работы по воспитанию самостоятельности на уроках труда
2.1 Уровень сформированности самостоятельности у умственно отсталых школьников
2.2 Коррекционная работа на уроках трудового обучения по воспитанию самостоятельности
2.3 Результаты коррекционной работы
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
По данным Управления специального образования Министерства образования РФ, в настоящее время в Российской Федерации функционируют 1367 специальных (коррекционных) образовательных учреждения для детей и подростков с интеллектуальными отклонениями в развитии с контингентом 289000 человек. Но, к сожалению, дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства.
Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.
Наиболее полно задачам трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-адаптационная и реабилитационная среда школ VIII вида. Правильно созданные в них условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Эта среда должна, по возможности, компенсировать, ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.
Трудовое обучение является одной из основных задач коррекционной школы. От того, насколько успешно подросток овладеет рабочей специальностью в стенах школы, зависит, как будет проходить процесс его дальнейшей социализации в самостоятельной жизни. В процессе трудового воспитания формируется мировоззрение человека, его моральные качества, воспитывается воля и характер. Мы добиваемся того, чтобы труд, как создатель всех культурных и материальных благ, превратился в жизненную первейшую потребность.
Трудовое воспитание детей и подростков в той или иной мере осуществляется в современной школе на протяжении всей истории. ............