Часть полного текста документа:Восприятие времени в эволюционно-структурной психологии М. Щербаков Осмысленная жизнь без определенного мировоззрения - не жизнь, а тягота и ужас. А.П. Чехов Благородный муж в душе безмятежен. Конфуций Восприятие времени является важной особенностью, тесно связанной как со структурой сознания, так и с типом цивилизации на макрокультурном уровне. В последнее время появился целый ряд работ, посвященный этому вопросу 1 . В этой статье мы остановимся на анализе взаимосвязи модели восприятия времени и трех факторов КТИ, при этом, прежде всего, нас будут интересовать практические приложения такого анализа. Прежде всего, отметим, что именно способ восприятия времени является одним из главных "водоразделов" между двумя типами цивилизаций, описанных в работе "Троица в КТИ". В цивилизации восприятия основной акцент делается на восприятие мгновенного времени (МВ), а в цивилизации понимания - на восприятие линейного времени (ЛВ). Модель МВ - это восприятие настоящего момента. При такой модели восприятия важно только то, что происходит именно сейчас, краски, звуки, слова, запахи и т. д. В таком способе проживания времени есть много достоинств. Идея тотального восприятия Вселенной, "как она есть" положена в основу практик буддизма 2 . Аналогичные подходы можно проследить и в русской традиции, хотя, в отличие от буддизма, они и не оформлены в особую, хорошо сформулированную и записанную на бумаге систему практик. Модель МВ - это модель восприятия мира ребенком - восприятия во всей его полноте, чистоте и красоте. Во многих отношениях именно утрата взрослыми этой способности и вызывает такую "ностальгию по детству". С другой стороны, к недостаткам модели восприятия, основанной на мгновенном времени, можно отнести отсутствие навыков планирования и вообще слабую способность видеть жизнь в более или менее далекой перспективе. Это же относится и к способу разрешения жизненных проблем. Пока проблема не проявила себя непосредственно, т. е. пока именно сейчас не сложилась неприятная ситуация со всеми сопутствующими ей переживаниями (красками, звуками, словами, запахами и т. д.), не стоит не только пытаться ее разрешить, но и вообще о ней думать. В русской культуре такой подход хорошо сформулирован в популярной пословице: "Гром не грянет - мужик не перекрестится". Причем даже если проблема, наконец, проявилась, ее решения будут искать, скорее, через смену контекста, т. е. через поиск такого способа отношения к ситуации, при которой она уже не кажется проблемой. Нужно действительно сильно прижать представителя цивилизации восприятия (или любого индивидуума, чье восприятие основано на МВ), будь то русский мужик или буддистский монах, чтобы он предпринял какие либо направленные активные действия или начал сопротивляться обстоятельствам. Однако и в этом случае предпринятые действия больше похожи на выброс энергии и редко планируются. Примером такой ситуации на макрокультурном уровне может служить русский бунт "бессмысленный и беспощадный". Сначала народ долго и упорно терпит все, что с ним делают, причем в народном религиозном сознании находятся уникальные обоснования этого терпения, вроде "Христос терпел и нам велел", "на том свете все зачтется" и т. ............ |