Часть полного текста документа:Министерство образования Российской Федерации Уральский Государственный Технический Университет Факультет Экономики и Управления Оценка Реферат по курсу КСЕ Тема: "Возможен ли искусственный интеллект?" Студент группы И-113 Степанов С. В. Руководитель Глазырина Л. Н. Екатеринбург 1999 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 1. Может ли машина мыслить? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 2. Основные подходы к ИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 2. 1. Электронный подход. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 2. 2. Кибернетический подход. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 2. 3. Нейронный подход. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 2. 3. 1. Появление персептрона. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 3. Применение ИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 3. 1. Нейросети. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 3. 2. Модель бюджета РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 ВВЕДЕНИЕ С конца 40-х годов ученые все большего числа университетских и промышленных исследовательских лабораторий устремились к дерзкой цели: построение компьютеров, действующих таким образом, что по результатам работы их невозможно было бы отличить от человеческого разума. Терпеливо продвигаясь вперед в своем нелегком труде, исследователи, работающие в области искусственного интеллекта (ИИ), обнаружили, что вступили в схватку с весьма запутанными проблемами, далеко выходящими за пределы традиционной информатики. Оказалось, что прежде всего необходимо понять механизмы процесса обучения, природу языка и чувственного восприятия. Выяснилось, что для создания машин, имитирующих работу человеческого мозга, требуется разобраться в том, как действуют миллиарды его взаимосвязанных нейронов. И тогда многие исследователи пришли к выводу, что, пожалуй, самая трудная проблема, стоящая перед современной наукой - познание процессов функционирования человеческого разума, а не просто имитация его работы. Что непосредственно затрагивало фундаментальные теоретические проблемы психологической науки. В самом деле, ученым трудно даже прийти к единой точке зрения относительно самого предмета их исследований - интеллекта. Здесь, как в притче о слепцах, пытавшихся описывать слона, пытается придерживаться своего заветного определения. Некоторые считают, что интеллект - умение решать сложные задачи; другие рассматривают его как способность к обучению, обобщению и аналогиям; третьи - как возможность взаимодействия с внешним миром путем общения, восприятия и осознания воспринятого. Тем не менее многие исследователи ИИ склонны принять тест машинного интеллекта, предложенный в начале 50-х годов выдающимся английским математиком и специалистом по вычислительной технике Аланом Тьюрингом. Компьютер можно считать разумным, - утверждал Тьюринг, - если он способен заставить нас поверить, что мы имеем дело не с машиной, а с человеком. 1. МОЖЕТ ЛИ МАШИНА МЫСЛИТЬ? Не совсем ясно, как компьютер может делать что-либо, чего "нет в программе"? Разве можно скомандовать кому бы то ни было рассуждать, догадываться, делать выводы? Противники тезиса о "мыслящих машинах" обычно считают достаточным сослаться на общеизвестный факт: компьютер в любом случае делает лишь то, что задано в его программе, - и, следовательно, никогда не сможет "думать", так как "мысли по программе" уже нельзя считать "мыслями". ............ |