Алексей Крайнев, налоговый юрист
Понятие «встречная проверка» было исключено из Налогового кодекса еще в 2007 году. Данная мера преподносилась как устранение очередного административного барьера. Однако в действительности данный инструмент налогового контроля всего лишь «сменил вывеску».
Напомним, что словосочетание «встречная проверка» было вымарано из Налогового кодекса Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, который начал действовать с 1 января 2007 года. Но исключение из текста кодекса данного термина вовсе не избавило налогоплательщиков от обязанности предоставлять инспекторам информацию о своих контрагентах. Теперь это называется «истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках» и регулируется статьей 93.1 Налогового кодекса. Как видим, встречные проверки никуда не делись и по-прежнему используются налоговыми органами в контрольной работе. Поэтому любому налогоплательщику необходимо знать по каким правилам они проводятся.
Выполнять только письменные требования
Первый и основной постулат, который должен иметь в виду бухгалтер, прост: затребовать документы инспектор может только в письменной форме. Налогоплательщику направляется требование по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31.05.07 № ММ-3-06/338@. Только после вручения налогоплательщику (или его представителю) такого требования можно говорить о возникновении обязанности по предоставлению документов или информации. Это означает, что никакие устно-телефонные требования, равно как и запросы, присланные по факсу, электронной почте и т.п., исполнять не обязательно. Отметим еще один важный момент, касающийся требования. Направлять его налогоплательщику вправе только «своя» налоговая. Поэтому если такой документ пришел напрямую из налоговой контрагента, то его тоже можно не исполнять (пп. 10 и 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Второе правило заключается в том, что любой запрос должен быть мотивирован. Согласно ст. 93.1 НК РФ, запрашивать документы инспекторы могут в рамках проводимой налоговой проверки (как выездной, так и камеральной). Соответственно, на факт такой проверки должно быть четко указано в самом требовании.
Одновременно пункт 2 ст. 93.1 Налогового кодекса разрешает налоговикам требовать документы и вне рамок проверки, если, как сказано в Кодексе, имеется «обоснованная необходимость в получении информации». В таком случае в требовании должны быть приведены конкретные обстоятельства, послужившие основанием для направления требования. Другими словами, просто ссылки на п. 2 ст. 93.1 Кодекса или его цитирования недостаточно. Поэтому требование, в котором будет сказано лишь, что документы нужны инспектору «в связи с обоснованной необходимостью в получении информации» можно не исполнять как необоснованное. Лучшим выходом в данной ситуации будет направить в инспекцию ответное письмо с указанием на то, что требование не соответствует нормам Налогового кодекса и поэтому не подлежит исполнению (пп. 10 и 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Третье, на что следует обратить внимание после получения требования — это наличие в нем конкретного указания на документы (информацию), которые хочет получить инспекция. При этом практика исходит из того, что инспекция должна четко указать либо наименование и реквизиты требуемых документов, либо данные, позволяющие определить сделку, по которой необходимы документы. ............