Часть полного текста документа:Выборы: декларации и действительность (Некоторые проблемы избирательного права в современной России) Б.А. Макаров, Московский радиотехнический институт Российской Академии Наук Россия приближается к очередным парламентским выборам 2003 года и выборам президента 2004 года. В срочном порядке осуществляется косметический ремонт аварийного "здания" российской избирательной системы. Появились новые редакции следующих "старых избирательных" федеральных законов: Федеральный конституционный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации ; Федеральный конституционный закон о выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации; Федеральный конституционный закон о выборах Президента Российской Федерации. Федеральный конституционный закон о референдуме в Российской Федерации В последний закон осенью 2002 года до неприличия поспешно были внесены изменения и дополнения. Закон был принят Госдумой РФ 20 сентября 2002 года, одобрен Советом Федерации 25 сентября 2002 года, подписан Президентом России 27 сентября 2002 года и вступил в действие после публикации в "Российской газете" 28 сентября 2002 года. Проекты этих базовых федеральных законов о выборах базируются на старой, изжившей себя концепции, - концепции "честной избирательной комиссии". Они предоставляют избирателю только так называемое ограниченное активное избирательное право, которое дает возможность гражданину России участвовать в соответствующих "международным демократическим стандартам" выборах и свободно голосовать, но при этом избиратель лишен права контролировать правильность учета выбранного им варианта голосования в процессе установления общего итога тайного голосования. Это право в соответствии с выше перечисленными законами избиратель делегирует (доверяет) избирательным комиссиям различного уровня (от участковой избирательной комиссии до Центральной Избирательной Комиссии). Недавно (10 января 2003 года) вступил в действие новый Федеральный закон: "О государственной автоматизированной системе РФ "Выборы". Первая версия ГАС "Выборы" была принята в эксплуатацию еще в 1995 году. Этот закон основан на новой, для российского избирательного права концепции - "честной технической системы". По замыслу авторов закона эта концепция должна вызывать доверие избирателя, потому что она якобы честная и беспристрастная. Авторы и сторонники этого закона, восторженно перечисляя достоинства автоматизированной системы ГАС "Выборы", дополнительно оснащенной сканерами избирательных бюллетеней, скромно умалчивают о многочисленных проблемах, возникающих при ее внедрении в практику российских выборов. Непонятно кто спроектировал и изготовил эту систему? Кто и какое программное обеспечение в нее заложил? Внедрение ГАС "Выборы" вместе с техническими средствами для голосования на территории всей страны потребует огромных материальных и финансовых затрат. Затрат не только на создание, но и на эксплуатацию, в том числе и затраты на поиск перед каждыми выборами возможных аппаратных и программных "закладок", предназначенных для фальсификации итогов голосования. ............ |