Виктор Ванслов, действительный член Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР, доктор искусствоведения, профессор
К 100-летию со дня рождения М.В. Посохина.
В декабре 2010 года исполнилось сто лет со дня рождения выдающегося отечественного архитектора Михаила Васильевича Посохина. С его деятельностью связана целая эпоха в развитии архитектуры советского времени. Хотя эта деятельность началась уже в 1930-е годы, но основное, новаторское творчество М.В. Посохина относится к послевоенному времени, особенно к периоду 1960-1980-х годов. Оно ознаменовало переход от неоклассицизма, историзма и эклектики сталинского времени к современной архитектуре, основанной на новейших достижениях науки и техники, применении новых материалов, выдвижении широких градостроительных концепций и повороте архитектуры к требованиям современного мегаполиса. По сути, современная архитектура во многом опирается на творческие достижения М.В. Посохина, других архитекторов того времени и развивает их.
Михаил Васильевич Посохин родился в Томске 13 декабря 1910 года. В 1938 году он окончил Московский архитектурный институт, одновременно (с 1935 года) работая в мастерской выдающегося архитектора А.В. Щусева, который отметил его талант и поддержал вступающего в жизнь молодого человека.
В годы Великой Отечественной войны М.В. Посохин работал в Москве в составе роты инженерной разведки МПВО, участвовал в маскировке города, ликвидации очагов поражения, восстановлении разрушенных зданий, строительстве оборонных сооружений. В послевоенные годы М.В. Посохин возглавлял одну из архитектурных мастерских Моссовета. В этот период в его творчестве уже проявлялись новаторские тенденции. Совместно с архитектором А.А. Мндоянцем он осуществил ряд значительных построек, среди которых особо следует отметить высотный жилой дом на площади Восстания (ныне Кудринская) в Москве (строительство окончено в 1954 г.). В архитектуре того времени высотные дома стали новым словом, определив акценты в планировке города, его силуэт.
М.В. Посохин участвовал не только в массовой жилищной застройке (например, района Хорошево-Мневники и других), но и в разработке и строительстве уникальных зданий большого общественного значения. Здесь следует назвать Дворец съездов в Кремле (1961), здание СЭВ (ныне мэрия города) в Москве (1970), спортивный комплекс «Олимпийский» (1980), здание Министерства обороны на Арбатской площади (1981), комплексы зданий Московского государственного института международных отношений и Дипломатической академии (1976), Академии общественных наук (1984), курорта Пицунда (1967) и др.
Но творчество М.В. Посохина ознаменовано не только созданием уникальных общественных зданий и архитектурных ансамблей, но и решением крупных градостроительных задач. По его проектам застраивались целые новые районы (например, Северное Чертаново), осваивались прилегающие к Москве территории, пролагались новые проспекты и магистрали (например, проспект Калинина, ныне Новый Арбат).
В 1960-1982 годах М.В. Посохин был главным архитектором столицы, руководил разработкой Генерального плана развития Москвы (1972). В 1963-1967 годах он был заместителем председателя Госстроя СССР, создал и возглавил Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР. ............