Часть полного текста документа:"Высота планки" при постановке учебных целей как один из факторов успешности обучения Липчанская Мария Анатольевна, педагог кафедры естествознания ЦДО "Эйдос" Здорово, когда у человека есть возможность все жизненно важные решения принимать самому. Однако в жизни, особенно в жизни ребенка, такая возможность выпадает редко. Гораздо чаще мы сталкиваемся с ситуациями, когда собственные планы и потребности человек вынужден согласовывать с целями, поставленными перед ним извне. В системе образования такими "извне задаваемыми целями" являются Государственные стандарты, политика школы, методические предпочтения и планы педагога и т.д., и т.п. В связи с этим возникает вопрос: как влияет "высота планки", поставленной перед ребенком в извне заданных целях, на успешность его обучения? Я считаю, что при соблюдении определенных условий, только "высокие" (т.е. представляющие субъективную трудность) цели способны обеспечить качественные изменения в развитии учащихся и педагогов. Что же это за условия? Первое: субъект, ставящий цели, отвечает и за создание условий для их достижения. Например, если государство поставило перед системой среднего образования цель - формирование у выпускников информационной культуры, то государство же должно позаботиться об обеспечении школ необходимой для этого техникой и другими ресурсами (методическими, материальными). Учитель, который поставил цель сформировать определенный навык у 100% учащихся класса, должен быть готов организовать работу с учетом индивидуальных особенностей каждого из этих 100% детей. Ученик, решивший получить в школе определенный статус (стать отличником, победить в интеллектуальном или творческом конкурсе) тем самым берет на себя обязательства отдавать учебе больше времени и сил, чем те, кто довольствуется удовлетворительными оценками. Второе: учитель должен быть готов по ходу работы вносить коррективы в свою деятельность. Такая необходимость появляется, когда цели учителя кажутся ученикам слишком трудными, а желание преодолевать трудности у них не возникает. Для разрешения подобной конфликтной ситуации надо согласовать извне задаваемые цели с целями ученика. В принципе, это можно сделать несколькими способами. Первый - снижение требований (снижение планки). При таком подходе легко дойти (и многие доходят!) до абсурда, когда деятельность учителя сводится к созданию тотальной "ситуации успеха", которая, вообще-то, должна играть не образовательную, а мотивационную роль, т.е. придавать детям силы, которые нужны для того, чтобы без страха приступить к освоению нового сложного материала. Такой подход "усыпляет" и детей, и учителя, а в будущем чреват жестокими разочарованиями - появлением отличников, сдающих на тройки ЕГЭ, выпускников вузов, которые не могут устроиться на работу, т.к. работодателей не устраивает их квалификация, и т.п. Второй вариант поведения - игнорирование проблемы (игнорирование факта, что у детей есть свои потребности, отличные от потребностей педагога). Это вообще педагогический тупик. Если в предыдущем случае до поры до времени сохраняется хотя бы психологический комфорт, то при игнорировании проблемы конфликта интересов у детей не будет ни знаний, ни хороших человеческих отношений с учителем. Тем не менее, к большому сожалению, такие ситуации случаются: иногда приходится сталкиваться с педагогами, которые всю ответственность за результаты обучения готовы сложить на учащихся, и искренне полагают, что они "... ............ |