Городская открытая научно-практическая конференция
школьников и студентов
Тема: Выявление типов смеха в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
2007г.
Содержание.
1. Введение
2. Смех как явление культуры
3. Типы смеха
Глава 3.1.Рефлексирующий смех
Глава 3.2.Смех-маска
Глава 3.3.Смех-издевка
Заключение
5. Список литературы
1.Введение.
Имя русского писателя Федора Михайловича Достоевского обычно связано у нас с образом трагически напряженным, полным контрастов и противоречий, освещенным изнутри постоянным поиском идеала, мятежным и скорбным. Однако, как это не покажется странным, образ Достоевского в жизни являет собой полную противоположность образу героев его произведений. Самый решительный новатор русской прозы слыл в литературных кругах человеком весьма легкомысленным, остроумным, жизнерадостным, эдаким весельчаком, балагуром, бретером и повесой. Друзья пророчили ему успех как писателю-юмористу. Н.К.Михайловский сетовал даже на недостаток чувства меры в шутках Достоевского.[2]
Достоевский не мог жить без приколов и прикалывался на каждом шагу, при этом сам заразительно смеялся, потирая от удовольствия ручки. Афоризмы и шутки Достоевского, его юморески и частушки ходили в списках по всей России. Следует отметить, что влияние Достоевского на современников было огромным. Кстати, на формирование идей утопического социализма в кружке Петрашевского также оказал влияние искрометный юмор Достоевского. 15 апреля 1849 года Достоевский прочитал на заседании кружка неопубликованное запрещенное юмористическое "Письмо Белинского к Гоголю". Все очень смеялись. После чего были произведены массовые аресты. (По следствию проходило всего 123 человека). Как вы знаете, Федор Михайлович за свой юмор, также как и многие другие петрашевцы, мотал срок, о чем и написал в своих "Записках из мертвого дома". После тюрьмы Достоевский шутить перестал. Редко когда пошутит. В основном он писал, а юмор возненавидел.[4, 45]
Убедительное объяснение необычайности юмористических произведений Достоевского, которые из-за своей необычности воспринимаются как повести трагичные, дано в 20-х годах нашего века советским литературоведом М.М.Бахтиным. Художественная система смеха в творчестве Достоевского - смысловая полифония, разные точки зрения звучат в юмористических произведениях писателя как равноправные. На равных шутит вместе с героями и сам автор. "Один голос ничего не кончает и ничего не разрешит. Два голоса - минимум жизни, минимум бытия." (М.Бахтин). Этот закон реализуется не только в логике сюжетов, но и в особом типе языка, определенным Бахтиным как "двуголосое слово". Главный художественный способ построения произведений Достоевского - это столкновение двух взаимоисключающих смыслов, что само по себе уже смешно. К примеру, на первой странице романа "Преступление и наказание" читаем о главном герое - Раскольникове: "Он был должен кругом хозяйке и боялся с ней встречаться", а через несколько строк: "Никакой хозяйки в сущности он не боялся...". [1, 78]
Мы думаем, что исследование смеха как явление культуры расширит наше представление о художественном мастерстве Ф.М.Достоевского. Это и обусловило наш выбор темы.
Цель: выявить типы смеха в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Задачи:
1. Изучить критическую литературу по указанной проблеме
2. Найти в тексте эпизоды, в которых присутствует смех;
3. Определить характер и роль смеха;
4. Систематизировать полученные наблюдения над текстом и сделать выводы;
Гипотеза: мы предположили, что в романе Ф.М. ............