Лекция 1. Структура программы
1. Простейшая программа на языке С++
Программа на языке С++, как и на уже знакомом вам Паскале, содержит две основные части:
объявление данных, с которыми будут производиться некоторые действия (вычисления, вывод на экран и т.п.);
операторную часть, которая задает последовательность действий, выполняемых с этими данными.
Объявление переменной содержит описание ее типа и имя переменной. Приведем примеры объявления.
Cтрока объявления
int R;
состоит из имени переменной R и служебного слова int, которое указывает, что в переменной R можно хранить целые числа.
В строке
float S;
тип данных задается служебным словом float, который указывает, что в переменной с именем S могут храниться вещественные числа – то есть числа, которые могут содержать как целую, так и дробную часть. При записи вещественных чисел на Си целую и дробную часть можно разделять точкой (например, 1.25 – это одна целая двадцать пять сотых), а можно, как и в Паскале, использовать экспоненциальную форму записи.
Операторная часть программы обязательно содержит так называемую «главную функцию»:
void main(void)
{
}
Функция начинается с заголовка void main(void), вид которого пока можно просто запомнить. Между фигурными скобками находятся операторы программы, каждый из которых обязательно заканчивается точкой с запятой. Оператор задает действия, которые надо выполнить с одной или несколькими переменными.
Объявления переменных могут размещаться как до главной функции, так и внутри нее, после фигурной скобки.
Рассмотрим пример первой программы на языке С++:
int R1;
int R2;
int Sum;
void main(void) {
R1=5;
R2=230;
Sum=3*R1+R2;
}
Можно считать, что при запуске программы ее работа начинается с выполнения первого из этих операторов – оператора присваивания R1=5; При его выполнении в переменную R1 записывается число 5. Это число будет храниться в R1 до тех пор, пока какой-нибудь другой оператор не запишет туда другое число. Операторы выполняются один за другим в порядке их записи:
второй оператор занесет число 230 в R2;
при выполнении оператора Sum=3*R1+R2; вычислится арифметическое выражение 3*5+230 и полученное значение 245 запишется в переменную Sum. При записи арифметических выражений используются общепринятые обозначения операций: + сложение,- вычитание, * умножение и / деление как целых, так и вещественных чисел.
Рассмотрение первого примера закончим следующими замечаниями.
1. Язык С++ создан в результате развития языка С. Эти языки настолько близки, что рассмотренная выше программа выглядит одинаково на обоих языках. Для перехода от языка С++ к С достаточно изменить в исходном файле расширение СPP на C. Приведенный пример скомпилируется без ошибок тем же компилятором, но как программа на C. В дальнейшем мы будем считать, что изучаем язык C++, но будем указывать, какие из изучаемых элементов и синтаксических правил различны для С и С++.
2. Имя переменной – это последовательность букв и цифр, начинающаяся с буквы. Таким образом, Ab32 – это допустимое имя языка, а 1А – недопустимое, т.к. начинается не с буквы. В С и С++ прописная и строчная буквы считаются различными, поэтому Ab32 и ab32 это разные имена двух разных переменных. ............