Часть полного текста документа: "Жемчужина русского юмора" Было время, когда книги Тэффи пользовались необыкновенной популярностью. "Ее считают самой занимательной и "смешной" писательницей и в длинную дорогу непременно берут томик ее рассказов"1, - писал Михаил Зощенко. Увы, несколько поколений в нашей стране были лишены возможности познакомиться с произведениями Тэффи. И даже имя это многим из современных читателей, к сожалению., неизвестно. Тэффи - псевдоним Надежды Александровны Лохвицкой (в замужестве - Бучинской), родившейся 9 (21) мая 1872 г. в Петербурге в семье известного адвоката, профессора уголовного права А.В.Лохвицкого. Автор нескольких книг по юриспруденции, множества статей, издатель и редактор "Судебного Вестника", он славился также остроумием и ораторскими способностями. "Детство мое прошло в большой обеспеченной семье, - вспоминала Тэффи. - Воспитывали нас по-старинному - всех вместе на один лад. С индивидуальностью не справлялись и ничего особенного от нас не ожидали"2. Однако подобное воспитание "на один лад да"ло неожиданные результаты. В семье выросли две известные писательницы - поэтесса Мирра Лохвицкая, которую называли "русской Сафо", и Тэффи. Старший брат - Николай - стал генералом, во время первой мировой войны командовал русским экспедиционным корпусом во Франции. С юных лет Надежда увлекается литературой. Среди ее любимых книг - произведения А.С.Пушкина, "Детство" и "Отрочество", "Война и мир" Л.Н.Толстого. Девочкой она даже ходила к Льву Толстому в Хамовники - хотела попросить "не убивать" князя Болконского, но испугалась и не решилась заговорить с писателем. С интересом следили в семье за "новой" литературой. Художник-"мирискусник" Александр Бенуа, друживший с Надеждой, писал, что именно от сестер Лохвицких он впервые услышал о Дмитрии Мережковском. Нравилась Наде и поэзия Бальмонта. Еще в гимназии сестры начинают писать стихи. Они мечтают стать знаменитыми писательницами, но на семейном совете принимается решение, что не следует выступать в печати одновременно, дабы не было зависти и конкуренции. Первое место предназначалось старшей из них - Марии, публиковавшейся под именем Мирры Лохвицкой. "Второй выступит Надежда, а потом уж я, - рассказывала в 1887г. И.И.Ясинскому младшая сестра, тринадцатилетняя Елена. - И еще мы уговорились, чтобы не мешать Мирре, и только когда она станет знаменитой и, наконец, умрет, мы будем иметь право печатать свои произведения, а пока все-таки писать и сохранять, в крайнем случае для потомства"3. И действительно, Надежда Лохвицкая начала систематически печататься лишь в 1904г., немногим более чем за год до смерти Марии (в августе 1905г.), притом подписываясь псевдонимом - Тэффи. Псевдоним был взят из сказки Р.Киплинга "Как было написано первое письмо", где так ласково звали маленькую дочку первобытного человека, чье полное имя: "Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-она-такая-шалунья". С детства любившая рисовать карикатуры и сочинять сатирические стихотворения, Тэффи начинает писать фельетоны. Очень популярный в начале века жанр привлекал публику злободневностью, четко выраженной авторской позицией, полемичностью, остроумием. Особенно выделялись газетные фельетоны, ибо в ежедневных изданиях, не подлежавших предварительной цензуре, легче было печатать резко критические произведения. ............ |