Содержание
Введение
Глава I. Две правды – две истории
Глава II. Оценка подвига жен декабристов на примере Екатерины Трубецкой
2.1 Предыстория
2.2 Дорога в Иркутск
2.3 Предписание Николая-I
2.4 Иркутск
2.5 Нерчинск
2.6 Благодатный рудник
2.7 Чита
2.8 Петровка
2.9 Перемены
Заключение
Список использованной литературы и источников
Введение
Актуальность темы исследования.
184 года отделяют нас от сурового студеного дня, когда лучшие сыны России вышли на Сенатскую площадь, чтобы ценою жизни своей разбудить крепостную Россию.
В ледяные глубины Сибири, в страну бичей, рабов и пут, вслед за «государственными преступниками» отправились их жены, и это было не только подвигом любви, это был акт протеста против николаевского режима, это была демонстрация сочувствия идеям декабристов.
«Дело их не пропало». - писал В.И. Ленин о декабристах.
Их подвиг живет в сердце каждого, кому дорога наша отечественная история, их борьбу продолжили разночинцы, а затем большевики, люди, приведшие Россию к победе социалистической революции.[1]
Любовь, Вера, Память сердца - все это вечная красота, сила человеческая. И сколь сильна эта сила в душе русского человека, русской женщины, способной на великие самопожертвования ради любимого человека. Но нравственный выбор в каждом конкретном случае предполагает решение главного жизненного вопроса: между праведным (полезным для нравственного здоровья) и неправедным (вредным) поступком, между «добром» и «злом». Господствующая, а подчас и однозначная оценка «событий 14 декабря», как «восстания» или иного протестного действия с положительными («прогрессивными») целями приводит к тому, что его участники становятся «передовыми дворянскими революционерами», а не государственными преступниками, посягнувшими не только на действующие в государстве правовые нормы, но и на жизнь других людей. В этой системе ценностей действия государственной власти по их наказанию рассматриваются как несправедливые и жестокие. Поэтому царский указ, приравнивающий положение отъезжавших в Сибирь женщин к положению жен государственных преступников и запрещение брать с собой детей, рожденных до вынесения приговора их отцам, рассматривается как «бесчеловечный». Взгляд на проблему с иной стороны позволяет увидеть за этим указом стремление власти не перекладывать на плечи детей ответственность за судьбу их родителей, сохранив за ними все права и достоинства сословия, в котором они родились.
В этом аспекте выбор жен декабристов, уехавших к мужьям в Сибирь, не был единственным и вряд ли его можно считать бесспорным: в Европейской России остались дети, для которых потеря родителей, сознательно их покинувших, явилась подлинной личной трагедией. Таким образом, по существу, избирая супружество, они предавали забвению материнство.
Цель исследования – раскрыть в полном объёме всю нравственность подвига жен декабристов, рассматривая и анализируя поступки Е.И.Трубецкой, а так же записки, письма и воспоминания современников.
Объект исследования – Екатерина Ивановна Трубецкая - первая из жен декабристов, отправившаяся вслед за мужем в Сибирь.
Предмет исследования – мемуары декабристов и их современников, описывающих жизнь и деятельность декабристов в ссылке, как исторического источника.
Гипотеза исследования – было сделано предположение о том, что поступок русской женщины – образец самоотвержения, мужества, твердости, при всей юности, нежности, слабости пола. ............