Реферат
по лингвистике
на тему:
"Живое значение слов "личность" и "personality" в языковом сознании русских и англичан"
2008
В настоящее время мировое образовательное сообщество, включая и российскую систему образования, активно развивает идеи личностно-ориентированного обучения. Это означает поворот к человеку как субъекту познавательной деятельности. Если в классической модели в центре учебного процесса стоят формальные элементы дидактического комплекса..., то антропоцентрический учебный процесс "человекообразен"... [1, с. 9]. При сохранении традиционной классической парадигмы как в России, так и за ее пределами, новая неклассическая образовательная парадигма, центральным понятием которой является личность обучающегося, активно развивается всем мировым сообществом.
Подобный процесс вполне закономерен и обусловлен глобальными процессами перехода от общества индустриального к обществу постиндустриальному, где главными ценностями являются обеспечение "широких возможностей творческого труда, утверждения самоценности личности и здоровья человека, его индивидуальности и саморазвития..." [1, с. 11]. Образование, основная миссия которого меняется на каждом историческом этапе в зависимости от принятой человеческим сообществом системы ценностей [1, с. 3], отразило эти явления в формировании новых законов развития человека через образовательные процессы.
Глобальный характер перехода на новую образовательную парадигму вполне очевиден. Лишь вопрос времени обусловливает этот переход: одни страны интенсифицируют эти процессы, другие движутся медленнее. Сам же факт становления новой образовательной парадигмы уже не вызывает сомнения.
Вполне очевидным и естественным является и другой факт: любое новое сталкивается с целым рядом сложных моментов и противоречий. Не вдаваясь в подробное перечисление и анализ разного рода сложностей, присущих процессу становления новой образовательной парадигмы в мировом образовательном пространстве, коснемся лишь одного, но, на наш взгляд, вполне существенного момента, отражающего одно из базовых положений гуманитарных наук. Речь идет о возможности и правомерности видения объекта в различных ракурсах. Так как восприятие объектов действительности у различных народов обусловлено влиянием родной культуры, то, вероятно, и личностно-ориентированное обучение будет приобретать национальную окраску, по меньшей мере, в силу специфики восприятия самого феномена личности в различных культурах. Представляется, что доказательство этому утверждению может предоставить анализ содержания ассоциативных полей русского слова "личность" и его английского квазиэквивалентна "personality", что дает представление об определенном фрагменте концептуальной системы представителей двух культур.
Как указывается в специальной литературе по психолингвистике, вербальные средства репрезентируют некоторое мыслительное содержание. Причем, в языковом сознании и подсознании индивида "любой объект, действие, качество, состояние существуют как включенные в определенный внутренний контекст ситуации, которая к тому же не может не быть определенным образом "помеченной" в эмоционально-оценочном отношении и в свою очередь включенной в еще более широкий контекст образа мира и - в конечном счете - культуры" [2, с. ............