Часть полного текста документа:Жюль Валлес А. Лаврецкий Валлес Жюль (Jules Valles, 1832-1885) - французский писатель-революционер. Родители его - из крестьянской среды. Отец - учитель. Детство В. суровое, как и юность. Декабрьский переворот 1851 застает его в Париже сражающимся на баррикадах за республику. В первые годы Второй империи В. ведет голодную жизнь "отщепенца". Переживания той поры писатель выразил в своих первых произведениях: "L'argent" (Деньги, 1857), "Le dimanche d'un jeune homme pauvre" (Воскресный день бедного молодого человека, 1860). За ними следуют "Les refractaires" (Отщепенцы, 1865). Здесь люди, органически неприемлющие буржуазного общества и указанного им места в нем, бросают ему свой вызов. В 1866 выходит "La rue" (Улица). И в ней сочувственно изображены люди, неприкрепленные к устойчивым бытовым клеточкам. В конце 60-х гг. В. - популярный журналист, "кандидат нищеты" на выборах в Законодательный корпус (1869). В 1870 В. участвует в восстании против правительства "Национальной обороны". В 1871 В. - член Коммуны и редактор газеты "Le cri du peuple" (Крик народа). Столь резкий и непримиримый в годы реакции, В. во время революции высказывался против террора, отстаивал реакционные буржуазные издания. После разгрома Коммуны В. оставил Францию, где его заочно приговорили к смерти, и поселился в Лондоне. Там он пишет "Лондонскую улицу" (русск. перев., М. - Л., 1926) и работает над трилогией "Jacques Vingtras", законченной по возвращении В. на родину (после амнистии 1880). Первая часть трилогии - "L'enfant" (Дитя, 1879), вторая - "Le bachelier" (Баккалавр, 1881, перев. на русск. яз. Б. Гимельфарбом, СПБ., 1913), последняя - "L'insurge" (Инсургент, посмерт. изд. 1885, есть русск. перев., П., 1921). Героический период жизни В. завершился одновременно с падением Парижской коммуны. В. как художник - изобразитель общественной группы, к которой неприменимо понятие быта как постоянного, устойчивого, определенного жизненного уклада. Но "отщепенцы" В. сильно отличаются от людей богемы в обычном смысле. Они - не отбросы буржуазного общества, не те обделенные на пиру его верхушки и сбившиеся с пути, кто, фрондируя против "мещанства", в сущности приемлют его основы. "Отщепенцы" В. ненавидят не буржуа, а буржуазию, не лица, а систему. Его герои - "инсургенты" по преимуществу, они в любой момент готовы не на словах, а на деле восстать против этой системы. Они не боятся труда, а хотят его освободить. Воля и чувство у В. и его отщепенцев достаточно сильны и определенны, но сознание еще смутно и зыбко. Крепка их ненависть к капитализму. Она - следствие личного опыта, но отрицание "эксплоатации человека человеком" не обосновано ими, "экспроприация экспроприаторов" и пути к ней не поняты как неизбежность. "Отщепенец" еще "не переварился в фабричном котле", он смотрит в поле, в деревню, с которой не порвал еще связи, мечтает еще об идиллии сельской жизни. Он - прудонист, враг капитализма, но не коллективист. В. называл себя "социалистом-индивидуалистом", но не коммунистом. Мелкая поземельная собственность повидимому сохранялась при его совершенном общественном строе, пользование экспроприированными орудиями производства мыслилось как частное, ассоциация производителей - как "добровольная". Взаимоотношения пролетариата и крестьянства представлялись смутно. Понятия о трудящихся классах расплывались в широком и туманном понятии "народ". Организованное классовое действие подменялось заговором, диалектика революции - отвлеченными принципами, заимствованными из сокровищницы буржуазных идей. ............ |