Часть полного текста документа:25 тезисов о проблеме эффективности Public Relations. Алексей Берлов 1. Оценка эффективности PR - это проблема. И в профессиональном сообществе она осознается как проблема очень давно. Вот только несколько показательных цитат: "Так же, как все люди понимают, что грех это плохо, почти все PR специалисты понимают необходимость оценки PR деятельности. При этом люди продолжают грешить, а PR специалисты продолжают не проводить оценочные исследования". James Grunig, 1983 "В исследовании IPRA 70% респондентов указали "качественное и количественное измерение показателей эффективности" как один из главных вызовов для индустрии PR". IPRA, 1992 "PR News совместно с PRSA провели исследование среди читателей издания и членов организации по вопросу "Какая проблема будет волновать PR-специалистов в следующем, 2005 году?". 58% опрошенных ответили, что такой проблемой станет измерение эффективности PR-кампаний". Sovetnik.ru, 2004 2. Эффективность. Часто в дискуссиях на эту тему приводят следующую классификацию вариантов оценки эффективности PR. Первый и самый простой - оценка PR в зависимости от реализации поставленных перед PR задач. Задачи здесь понимаются максимально широко и целиком зависят от того, кто их ставит - топ-менеджмент, директор по маркетингу или Клиент. Второй вариант - измерение фактических результатов работы PR-специалистов. Количество подготовленных информационных материалов, количество СМИ, которые получили пресс-материалы, количество СМИ на пресс-конференции, количество звонков или обращений etc. Третий - измерение итогов работы: насколько изменилось мнение о компании или ее продукте у целевой аудитории, насколько увеличилась осведомленность о компании, ее услуге или новом продукте, насколько удалось минимизировать последствия негативной информации etc. Наконец, последний подход - измерение бизнес результатов. Изменение капитализации, рост продаж, увеличение прибыли etc. 3. Public Relations. PR работает с разными аудиториями, используя различные инструменты для каждой из них. Говорить о большей значимости одного из направлений PR вряд ли корректно. Можно говорить о фактически сложившейся ситуации, когда на рынке более востребован один набор инструментов и менее распространены другие. Внешний PR. Аудитория - широкая общественность (настоящие и возможные потребители, клиенты, потенциальные партнеры и сотрудники etc.). Базовый инструмент работы - СМИ. Внутренний PR. Аудитория - сотрудники компании. Базовые инструменты - корпоративная газета, внутренние рассылки, специальные мероприятия etc. PR для специальных аудиторий. Аудитория - ключевые партнеры, инвесторы, акционеры, государственные органы и пр. Базовые инструменты - целевые рассылки, специальные мероприятия, специализированные СМИ. 4. Вокруг проблемы "эффективности PR" сложилось несколько стереотипов. 5. Стереотип № 1. "Точно оценить эффективность PR почти невозможно". В каждом из 3 вышеприведенных направлений работы PR - оценка эффективности достигается разными способами. Узнать мнение 100 сотрудников своей компании, 40 ключевых партнеров или 2 млн. целевой аудитории в России - задачи совершенно разные по своей сложности. ............ |