Часть полного текста документа:А если он "трудный"? Людмила Маленкова доц.каф.педагогики МПГУ, канд.пед.наук Интуитивно или осознанно каждый взрослый человек рано или поздно сталкивается с тем, что ему бывает труднос ребёнком: "требую-не выполняет", "я к нему с лаской, а он грубит", "прошу - не хочет", "хочу как лучше, а он не принимает моей помощи", "стараюсь помочь - он отвергает усилия", "дал слово, клялся, что больше не будет, а сам...", "всё знает, всё понимает, а делает наперекор", "думала подрастёт и поумнеет,а он вообще как с цепи сорвался", "попробовала поговорить с ним откровенно - он вообще замкнулся". Каждому педагогу знакомы эти и подобные сетования родителей. Да и самих педагогов множество детско-подростково-юношеских проблем ставит в тупик, приводя к слову "трудно". Проблема трудных детей стоит, стояла и всегда будет стоять в наших школах. В чём же её суть? Каковы причины? Чем один трудный школьник отличается от другого? И каковы пути воздействия для преодоления трудновоспитуемости? Попробуем разобраться. На семинаре учителей-воспитателей, классных руководителей и заместителей директоров школ мы задали вопрос: "Кого и по каким признакам вы считаете трудными школьниками?" и получили около 500 (!) признаков трудновоспитуемости. Назовём лишь некоторые, чаще всего употребляемые педагогами: ребёнок не подчиняется школьному распорядку, плохо относится к учёбе, грубит, дерзит, дерётся, невнимателен на уроках, обижает сверстников, ничего не читает, много смеётся, ленив, сквернословит, пристаёт к девочкам, бродяжничает, не уважает учителей, агрессивен, равнодушен, издевается над животными, портит школьное имущество, не реагирует на просьбы и замечания, не приносит сменную обувь, грязный, неаккуратный и т.д. Провели такой эксперимент. Учителям, работающим в одном классе, дали список класса и просили отметить учащихся, которых они считают трудными. И практически в каждом классе получили такую картину. Один учитель отмечает двоих, второй - четверых (причём названные кандидатуры чаще всего не совпадали), третий - пятерых (но других!). Некоторые вообще говорили: "Да здесь нет ни одного трудного. Здесь все нормальные дети. С ними можно работать". А одна, учительница сказала: "Да хоть всех отмечайте, обезьянник какой-то, а не класс! Все трудные!" О чём говорят эти эксперименты? Во-первых, о том, что явление трудновоспитуемости объективно существует: действительно, есть дети, по отношению к которым малоэффективен или даже неэффективен нормально организованный воспитательный процесс. И, во-вторых, трудновоспитуемость - явление для каждого учителя субъективное. При внимательном наблюдении понятно, что существование и преодоление его зависит не только от состояния развития личности школьника, но и от мастерства учителя (его отношения к трудному ребёнку, умения войтис ним в контакт и построить деловые и личностные отношения, от эмоциональной тональности отношений к таким детям). Чтобы понять трудного школьника, при-нять его таким, какой он есть, и повести его развитие дальше (то есть преодолеть сопротивление воспитанию), нужно не только увидеть внешние проявления трудных школьников, но прежде изучить истоки трудновос питуемости: "Прежде чем ополчиться на зло взвесьте, способны ли вы устранить причины его породившие" (Вовенарг). ............ |