Государственная летная академия Украины
Контрольная работа
по дисциплине основы конструкции авиационной техники
на тему:
«Аэродинамическая компенсация рулей (элеронов)»
Выполнил курсант 662 к/о
Качанова Юлия
Проверил преподаватель:
Соболь О.Ю
Кировоград 2008
Содержание:
1. Назначение элеронов;
2. Требования;
3. Конструкция элеронов;
4. Аэродинамическая компенсация ;
5. Триммер;
6. Особенности эксплуатации;
Литература.
1.Элероны - подвижные части крыла, расположенные у задней кромки крыла на его концах и отклоняемые одновременно в противоположные стороны. Отклонение одного элерона вверх, а другого вниз приводит к созданию поперечного момента, вызывающего крен самолета.
2. Требования к элеронам, кроме общих для всех агрегатов самолета требований, включают:
- обеспечение эффективного управления на всех режимах полета ;
- минимальное сопротивление в неотклоненом положении ;
- минимальный момент рыскания при крене, при этом разворот самолета должен происходить всторону крена ;
- малые шарнирные моменты ;
- полная весовая балансировка при наименьшей массе балансировочных грузов ;
- исключение возможности заклинивания при деформациях крыла в полете;
- простото монтажа и демонтажа элерона на крыле при обеспечении взаимозаменяемости.
Удовлетворение основного требования (эффективность на всех режимах полета) достигается: исключением заклинивания элеронов при изгибе крыла в полете; весовой балансировкой элеронов; уменьшением шарнирных моментов; уменьшением дополнительных сопротивлений в отклоненном и убранном положениях; уменьшением момента рыскания при отклонении элеронов и др.
Эффективность элеронов зависит от относительных размеров хорды элеронов , относительного размаха элеронов и углов отклонения элерона . Значения этих параметров находятся в пределах ; ; отклонения элеронов вверх 25°, вниз 15...25°. При отклонении элерона вниз увеличивается угол атаки крыла, что при полете на больших углах атаки может привести к срыву потока с данной половины крыла и к обратной управляемости. Поэтому углы отклонения элерона вниз ограничивают (делают отклонение элеронов вверх больше, чем вниз, т. е. дифференциальным). Большего отклонения элеронов вверх требуют и большая, как правило, кривизна верхней поверхности крыла и возникающая разность в сопротивлении крыльев при одинаковом отклонении элеронов вверх и вниз, приводящая к появлению разворачивающего момента Му нежелаемого знака (к скольжению самолета вместо разворота). С увеличением площади крыла, занятой механизацией, а также с появлением интерцепторов размеры элеронов стали уменьшаться. Так, относительная площадь элеронов уменьшается с 8...9 до 3...4 %, а значение — с 0,4 до 0,2.
Стремление улучшить ВПХ на легких маневренных самолетах приводит к появлению «зависающих элеронов» с профилированной щелью перед элероном — флайперонов, работающих как в элеронном режиме, так и в режиме закрылков. Для уменьшения вероятности возникновения обратной управляемости по крену — реверса элеронов — стали применять внешние и внутренние элероны (см. рис. 1) и интерцепторы. Причем внешние элероны применяют только на взлетно-посадочных режимах — на небольших скоростях полета, а внутренние, расположенные в более жесткой части крыла, используются в течение всего полета. ............