Часть полного текста документа:Аналитическое понятие истины Блинов А.К. Понятие истины в концепции значения как условий истинности очевидно должно отвечать своему функциональному предназначению, т.е. должно соответствовать определению ( D 1) Истина - такое свойство предложений (или других носителей истинности), благодаря которому мы знаем их значение. Задача в том, чтобы сопоставить этому функциональному определению некоторое структурное. Алан Уайт начинает свою известную книжку "Истина" с замечания: "Что такое истина?" (" What is truth ?") и "Что является истинным?" (" What is the truth ?" - два совершенно разных вопроса. Второй - вопрос о том, какие именно вещи являются истинными; первый - о том, что значит сказать, что они истинны[1] . Этот подход развивали Николас Решер, предложивший различать истину как дефиницию и истину как критерий[2] (сама идея, в свою очередь, в аналитической традиции восходит к Айеру[3] ), Родрик Чизом[4] и другие. Когда мы рассматривали представления Витгенштейна, Тарского, Дэвидсона и Даммита, мы обсуждали второй вопрос. Теперь наш вопрос здесь - первый: "Что такое истина?" Его можно принять за вопрос о нашем обычном понятии истины; или, если таких понятий у нас несколько - как это, по всей вероятности, обстоит с нами на самом деле - то это вопрос, в существующем контексте, по меньшей мере об одном из этих понятий: семантическом. Это тривиально справедливо для концепции значения как условий истинности, но не только для нее, а также и для более широких эпистемологических контекстов. По выражению Майкла Девитта, семантическое понятие истины "занимает нас ровно постольку, поскольку оно играет роль в нашей лучшей теории мира"[5] ; точнее говоря, это регулятив нашей когнитивной деятельности. Мы можем охарактеризовать последнюю, поддержав более или менее общепринятый как в современной аналитической философии, так и в эпистемологии тезис о том, что знание - это истинное обоснованное убеждение ( true justified belief ). В таком случае мы сможем дать следующее определение истины: ( D 2) Истина - такое свойство обоснованных убеждений (или других носителей истинности), благодаря которому мы их знаем ( de re или de dicto ). Удерживая представление о связи истины со значением, т.е. в рамках концепции значения как условий истинности, мы скажем: ( D 3) Истина - такое свойство обоснованных убеждений (или других носителей истинности), благодаря которому мы знаем их значение. Сравнив это определение с ( D 1), мы увидим, что принятие такого подхода обяжет нас показать, каким образом может быть установлена эквивалентность между токенами предложений и обоснованными полаганиями[6] как носителями истинности. Но сначала рассмотрим возможности применения для целей этого исследования различных теорий истины. При этом за рамками рассмотрения останутся те теории, которые очевидно неприменимы в концепции значения как условий истинности. Это прежде всего: теория элиминативизма - когда истина достигнута, пропозиции исчезают и остается только действительность; теория идентичности - когда носитель истины (например, пропозиция) является истинным, то он идентичен своему истинностному фактору (например, факту), и истина и состоит в этой идентичности. ............ |