Анализ взаимоотношений друзов с представителями других конфессий на Ближнем Востоке
друз община арабоязычная религиозная
Актуальность анализа взаимоотношений друзов с представителями других конфессий обусловлена высокой степенью вовлеченности друзской общины в сложную систему общественно-политических отношений на Ближнем Востоке. Возрастающий интерес к друзам обусловлен появлением на международной арене новых политических фигур, принадлежность которых к друзизму так или иначе отражается на их деятельности. Для выяснения политических ориентиров друзов в регионе необходим сравнительный анализ деятельности общины касающейся ее религиозных, исторических и социальных аспектов.
Несмотря на то, что основным местом сосредоточения друзов продолжают оставаться Сирия (250 тыс. человек) и Ливан (170 тыс. человек) численность друзов проживающих за пределами этих стран постоянно растет. По данным за сентябрь 2003 г., в Израиле (с учетом Голанских высот) проживает около 108 тыс. представителей друзской общины, несколько тысяч друзов проживают в США, Канаде и Иордании. Небольшие общины есть в Чили, Колумбии, Бразилии, Аргентине, Мексике и на Филиппинах.
Несмотря на то, что религия продолжает доминировать в жизни друзов, их социальное развитие с каждым годом становится все более значимым, что не остается незамеченным наблюдателями. При анализе взаимоотношений друзской общины с представителями других конфессий обычно отмечают тактику постоянного лавирования друзов между религией и политикой. Религиозные и социальные принципы друзов разделены тонкой гранью, и иногда складывается мнение, что они переступают ее по своему усмотрению.
Долгое время отношение к друзам отличалось субъективизмом, их действия трактовались с позиции собственных стереотипов и интересов исследователя. Друзы, в свою очередь, не исправляли ошибочного мнения об общине, опираясь на установленные религиозные догмы. Политические конфликты на Ближнем Востоке и, как следствие, резкое увеличение потока друзских эмигрантов, вынудило современный мир к пересмотру отношения к друзам в целом. Возникла необходимость всестороннего изучения друзской общины, ее внутренней стратификации и внешних взаимоотношений с окружающим миром.
О возникновении общины существует несколько версий. Друзов называли арабами, пришедшими в Сирию в те времена, когда на последователей друзизма в Египте начались гонения. На Западе их долгое время считали потомками крестоносцев. Бытовало мнение, что название общины происходит от имени некого графа Дреус. Появление данного утверждения относится ко времени пребывания в Италии друзского эмира Фахра ад-Дина IIМа'ана (1590–1635 гг.). Сам Фахрад-ДинII, рассчитывая на помощь европейских дворов в восстании против Османской империи, говорил о себе как о потомке Готфрида Бульонского.
Эпонимом названия общины исследователи считают имя исмаилита Мухаммада б. Исмаила ад-Дарази – первого человека, публично заявившего о божественном воплощении в халифе аль-Хакиме. Сами друзы причисляют Мухаммада б. Исма'ила ад-Дарази, или Наштакина, к вероотступникам и предпочитают называть себя аль-муваххидун (приверженцы таухида – догмата единобожия). Слово «друз» ими интерпретируется как форма арабского дурус (урок, в данном случае урок веры).
Появление друзской общины относится к рубежу X-XI вв., когда на территории горных районов Сирии и Ливана распространилось вероучение разработанное Хамзой б. ............