Часть полного текста документа:АРМЯНСКАЯ КУЛЬТУРА В XIX ВЕКЕ План: 1. Литература, искусство 2. Печать, публицистика 3. Школа, наука В XIX столетии армянская культура пережила значительный подъем. Особенно больших успехов достигла она во второй половине века. Присоединение Восточной Армении к России усилило и укрепило русско-армянские культурные связи. Главными, определяющими в армянской культуре стали прогрессивные, демократические течения. Следует отметить, что и в этот период в развитии литературы, искусства, образования, печати и науки большую роль играли армянские общины Москвы, Тбилиси, Константинополя и Измира. 1. Литература, искусство В начале XIX века в армянской художественной литературе еще ощущалось влияние средневековой схоластики. Хотя господствовавшее литературное течение-так называемый армянский классицизм-на примерах исторического прошлого и, в частности, в панегириках, посвященных разным выдающимся деятелям, царям и полководцам, проповедовало патриотизм, смелость и самоотверженность, тем не менее значительная часть произведений литературы была пронизана религиозно-догматическими идеями, была далека от народа, от волновавших его насущных вопросов. Литературным языком был грабар, непонятный широким народным слоям. С 1820-1840 гг. происходят заметные сдвиги. Классицизм уступает место новым литературным течениям-романтизму, а впоследствии реализму. Одной из ведущих тем в литературе становится народ, волнующие его проблемы, современный человек с его внутренним миром и чувствами. В литературу все чаще проникают социальные мотивы, демократические идеи. На смену грабару приходит новый литературный язык-ашхарабар, формируется новая армянская литература. Определенная заслуга в создании новой литературы принадлежит поэту Арутюну Аламдаряну (1796-1834) и писателю, публицисту Месропу Тагиадяну (1803-1858). Но решающую роль в этом деле сыграл великий просветитель-демократ, писатель и педагог Хачатур Абовян. Хачатур Абовян (1809-1848) Хачатур Абовян (1809-1848) родился в селе Канакер близ города Еревана. Начальное образование получил в Эчмиадзинском монастыре, продолжил обучение в тифлисской школе Нерсисян. Затем около пяти лет он учился в Дерптском университете, где и сформировалось его просветительско-демократичеекое мщровоззре-ние. Возвратившись на родину, Абовян занялся педагогической и литературной работой. Абовян - автор стихотворных и прозаических произведений, учебных пособий, научных и публицистических статей. Вершиной его творчества является исторический роман "Раны Армении", в котором обрисованы положение армянского народа в начале XIX века, его освободительная борьба против иноземных угнетателей. В основе Хачатур Абовян фомана и других произведений писателя-демократа лежат идеи патриотизма, гуманизма и дружбы народов. Абовян вел упорную борьбу против реакционных сил своего времени. Он добился прогрессивных преобразований в школьном деле, пропагандировал передовые мысли своего времени, разоблачал представителей царской бюрократии и реакционных клерикалов. Великий просветитель стал основоположником новой армянской литературы, сыграл громадную роль в развитии новой культуры, в распространении просветительских и демократических идей среди армянской общественности. Период 1850-1860-х гг. был переломным как в общественно-политической, так и в культурной жизни армянского народа. ............ |