Часть полного текста документа:Авиационные ракетно-космические системы Ростопчин Владимир Васильевич, Клименко В.И., ООО "Техкомтех" Авиационные ракетно-космические системы приобретают все большую популярность по нескольким причинам. Одна из них: возможность перенести площадку старта космического разгонщика в нужное место и сэкономить на инфраструктуре. Вторая: возможность использования боевых ракет в качестве космических разгонщиков для выведения полезной нагрузки в космос. И в том и в другом случаях предполагается использование существующих самолетов для размещения космического разгонщика. Возникает вопрос - какую систему выбрать, какими критериями оценки при этом руководствоваться? Часть 1. Современные самолеты-носители и самолеты-разгонщики В рамках настоящей статьи целесообразно принять следующее пояснение к используемой терминологии: - ракетно-космическая система (РКС): ракета - космический разгонщик с полезной нагрузкой, контейнером и другим оборудованием, обеспечивающим функционирование РКС; - самолет-носитель (СН) авиационной ракетно-космической системы (АРКС): самолет, обеспечивающий размещение РКС на внешней подвеске или на борту самолета и доставку ее в точку старта с заданными значениями высоты и скорости полета. Как правило, самолеты-носители являются дозвуковыми бомбардировщиками или транспортными самолетами, которые позволяют, главным образом, увеличить высоту старта ракеты (до 12000 м) при относительно небольших величинах скорости полета (800..850 км/ч) [1]; - самолет-разгонщик (СР) АРКС: самолет, обеспечивающий размещение РКС на внешней подвеске или на борту самолета и доставку ее в точку старта с заданным значением высоты и сообщающий ракете при отделении некоторый уровень кинетической энергии. Самолеты-разгонщики обычно являются сверхзвуковыми бомбардировщиками или специально созданными самолетами, которые позволяют в широком диапазоне по скорости и углу тангажа осуществлять отделение РКС, выполняя роль своеобразной возвращаемой первой ступени [1]. Способ отделения РКС от СН (СР) может оказывать существенное влияние на эффективность применяемой РКС. Однако, сам способ отделения РКС от СН (СР) определяется компоновочными возможностями самолета [1]. Применение АРКС до настоящего времени пока еще не вышло за рамки экспериментально-исследовательских работ [1, 2, 3], поэтому, приводимые разработчиками, основные данные элементов и систем в целом постоянно меняются. Особенности и различия, существующих и разрабатываемых АРКС определяются, прежде всего, характеристиками транспортного или боевого самолета, способного обеспечить после относительно небольших доработок транспортировку и старт РКС. В настоящее время в качестве СН АРКС рассматриваются: бомбардировщик B-52G (L-1011) и Ан-124, а как самолет-разгонщик (СР): Ту-160. Основные характеристики самолетов [4, 5] приведены в табл.1: Таблица 1 Параметры ЛА B-52G Ан-124 Ту-160 Нормальная взлетная масса, кг 221357,0 - - Максимальная взлетная масса, кг 229066,0 405000,0 275000,0 Практический потолок, м 16750,0 >13000,0 18000,0 Максимальная скорость, км/ч (М) Н=6100 м Н>11000 м 1070,0 (0,95) 1014,0 (0,95) - - - 2230,0 (2,21) Крейсерская скорость, км/ч 909,0 (Н=11000) 800,0...850,0 (Н=11000) - Максимальная полезная нагрузка, кг 27216,0 >150000,0 45000,0 Тяговооруженность 0,28 0,23 0,36 Размещение РКС на внешней подвеске в фюзеляже на внешней подвеске Место размещения РКС и ее масса определяются компоновкой применяемого самолета. ............ |