Часть полного текста документа:Авиация и охрана природы В.В. Куртеев, начальник отдела охраны почв и земельных ресурсов Мособлкомприроды Необычный самолет с не привычными даже для глаза специалиста внешними обводами, ярко-зеленым килем, со странной эмблемой и надписью на борту "Экология России" начал летать в небе Московской области два года назад, ранней холодной весной 1997 г. Конструкторы ОКБ им. Илюшина, самолетостроители Луховицкого завода сконструировали и построили "Ил-103" - самолет, удивительно хорошо осуществляющий авиационный экологический мониторинг. Самолет многоцелевого назначения, оборудованный контрольно-измерительной и телеметрической аппаратурой, спутниковой навигационной системой (GPS), системой спутниковой связи, интерактивным бортовым и наземным измерительно-регистрирующим комплексом, использующим технологии геоинформационных систем (ГИС), умеющий летать на высотах от 100 до 3000 м, находиться в воздухе до 5 час., тратящий всего 10-15 л топлива на 100 км, берущий на борт, помимо пилота двух специалистов, оказался уникальным средством для выполнения практически любых задач государственного экологического и земельного контроля. Он особенно необходим на больших пространствах, в условиях увеличения антропогенного воздействия на окружающую среду и существенного сокращения штатов экологических инспекций. После недолгой подготовки всех измерительных и телеметрических систем, получения полетного задания, последних напутствий и пожеланий "мягкой посадки" маленький самолетик, в котором с полным комфортом разместились пилот, два наблюдателя-оператора, целый шкаф суперсовременной аппаратуры, легко выруливает на взлетную полосу, и, получив разрешение на взлет, разбежавшись "на пятачке", уходит в небо. На дисплее компьютера наземного комплекса приема и обработки информации сразу же появляется информация о местонахождении самолета, состоянии контролируемых объектов, например мест размещения свалок и полигонов ТБО, возникновении лесных пожаров, составе атмосферы, уровне гамма-фона. В полуавтоматическом режиме фиксируются территории, на которых проведена фото-, видеоили тепловая съемка, позволяющая, кстати, с высокой точностью определять состояние подземных трубопроводов, прогнозировать места возможных аварий, определять районы скрытого сброса сточных вод, загрязнения водоемов нефтепродуктами и многое другое. Пока на земле идет работа, мало чем отличающаяся от работы в любом офисе, в небе под крылом самолета проплывает пойма Москвы-реки, пожар на свалке на ее берегу у города Жуковского, буксиры, толкающие баржи с песком, отвалы грунта и разрытые берега на карьерах, где добывают песок, рыбаки, сидящие с удочками в укромных местах. Трудно представить, какую рыбу они вылавливают в низовьях Москвы-реки, и кто ее ест. К сожалению, определять качество рыбы с самолета пока невозможно. Ощущение "птичьего полета" нарушается только шумом мотора да еще переговорами с руководителем полета, корректирующим маршрут для уточнения положения и размеров выявленного шлейфа загрязнения атмосферы и проведения видеои фотосъемки руслового карьера. К концу первого часа полета бортоператор замечает на горизонте столб дыма. До него примерно 30 км. Пролетев над очагом лесного пожара, интерактивная система фиксирует его географические координаты, по каналам телеметрии передает их на наземный комплекс, наносит на топокарту, а оператор проводит фотосъемку очага, определяет мощность пожара, его потенциальную опасность и направление движения, возможные пути доставки пожарной команды к очагу возгорания. ............ |