Часть полного текста документа:Aвидья Aвидья (пали, санскр.- "незнание", "неведение"), в индийской философии, отсутствие "достижения" индивидом своей подлинной природы и, соответственно, целей своего существования. Авидья является источником реинкарнаций (сансара) и состояния страдания (духкха). Сансара, как и авидья, безначальна, но их безначальности разного порядка: авидья - необходимое и достаточное условие сансары как реализации "закона кармы", сансара - неизбежная материализация авидьи в сериях перевоплощений, которые оцениваются однозначно как страдание. Представление незнании как источнике всего неподлинного и потому "страдательного" бытия всех живых существ, является общеиндийским (сама идея восходит по крайней мере к "средним" Упанишадам). В буддизме авидья является "начальным" звеном в знаменитом круге, описываемом двенадцатичленной формулой зависимого происхождения (пратитья-самутпада). Она мыслится здесь прежде всего как ложное самоотождествление психофизической организацией с сознанием своего Я - сознанием, являющимся причиной желаний и жажды "становления", которые, поскольку они никогда не могут быть удовлетворены, неизбежно ведут к страданию. Концепция авидьи разрабатывалась и в школах махаянского буддизма - как в мадхьямике, так и в йогачаре-виджнянаваде (ср. Йогачарабхуми Асанги и др.). В брахманистских системах авидья - ложное самоотождествление этого Я с тем, что считается ему бытийно чуждым, - с телесными образованиями (кроме физического тела, большинство индийских школ признавало и "промежуточные", полуматериальные образования), а также с самим психоментальным устройством индивида. "Предметную сферу" авидьи, которая обозначается в Ньяя-сутрах как ложное знание (аджняна), обстоятельно разбирает первый комментатор Ньяя-сутр Ватсьяяна (4-5 вв.): "При этом ложное знание многообразно во [всей сфере] предметов знания, начиная с Атмана и завершая освобождением. Так, об Атмане [ложно утверждается], будто его нет, а о том, что не есть Атман, - будто это Атман; о том, что является страданием - будто это счастье, а о том, что невечно, - будто оно вечно; о том, что есть отсутствие защиты, - будто это [и есть] защита, а о том, что [внушает] страх, - будто это [надежное] прибежище; о том, что отвратительно, - будто это желанно, а о том, от чего следует избавиться, - будто от него избавляться не следует. Относительно деятельности [утверждается], будто нет ни действия, ни результатов действия. Относительно дефектов - будто ими не обусловливается сансара. Относительно перевоплощения - будто нет живого существа, души или Атмана, которые претерпевали бы смерть и существовали после смерти; будто рождение беспричинно, как и прекращение рождения; будто реинкарнации имеют начало, но не имеют конца; будто они, будучи и обусловленными, не имеют [своей] причиной действия или что вследствие разрушений и восстановлений "серий" тела, индрий, интеллекта, ощущений они не связаны с Атманом. Относительно освобождения - будто страшно это прекращение всех дел и что при освобождении, [означающем] расставание со всем, уничтожается множество приятного, и как, следовательно, разумный пожелает такого освобождения, которое разрушает все счастье и [равнозначно] прекращению сознания?!". В Йога-сутрах незнание - основной аффект, который является причиной четырех остальных - "самости" (асмита), похоти (рага), неприязни (двеша) и привязанности к жизни (абхинивеша), обусловливающих, наряду с ним, сансарное существование. ............ |