Часть полного текста документа: Абу Али Хусайн ибн Абдуллах ибн Али ибн Хасан ибн Сина, он же на Западе Авиценна - князь философов, на Востоке - Аш-Шайх-ар-Раис. Как много сказано про этого великого Чело- века,великого ученого средневековья, и еще более интересны отношения и высказывания в его адрес различных представите- лей великих эпох. Так Авензоар и др. враги, современники Ибн Сины говорили о нем "еретик, продавший душу дьяволу "бумаго- маратель". Или Микельанджело (16в.) о Ибн Сине..."Лучше быть неправым, поддерживая Авиценну, чем правым, поддерживая дру- гих". Гегель о нем (19в.)"Переписчик чужих книг ... простой комментатор Аристотеля". Бертельс (20в.) Ибн Сина - это "незримый очаг подземного огня, питающий цельную цепь огне- дышащих вершин". Ибн Сина родился в 980 году в местечке Аф- шана, близ Бухары. Мать, Ситора, родом из этого же селения. Отец родился в Балхе, имеются упоминания о том, что он слу- жил у бухарского эмира сборщиком податей, и относился к так называемым исмаилитам, что позже также скажется на судьбе Ибн Сины и неприятием его великими религиями. Отец имел ма- териальный достаток, старался дать сыну всестороннее образо- вание. Семья переехала в Бухару, когда Ибн Сине было 5 лет. В Бухаре, когда Ибн Сине было 5-6 лет, у него появляется брат. Ибн Сина еще в детстве стремился разносторонне познать весь мир. Первым его учителем был Натили. Под руководством ряда известных ученых познавал ряд необходимых предметов ,затем выучив Коран, приступил к изучению трудов, открывших ему суть мира :Хорезмиец Муххаммад Хорезми (8-9в.) научил его индийскому счету - основам арифметики, и двум способам решения уравнения - основам алгебры. Древнегреческий философ Порфирий Тирский (3в.)познакомил его с логикой Аристотеля. Древнегреческий ученый и математик Евклид (3в. до н.э.)-отк- рыл мир геометрии. Древнегречесский ученый и математик Пло- томей (2в.) подружил с астрономией. Тюрк Фараби помог понять универсальную науку метафизику. Отец ввел в тайное учение исмаилитов, но особое тяготение у молодого Ибн Сины появи- лось к медицине. В овладении различными знаниями Хусайн превзошел своих учителей. Так о своем учителе Абу Абдаллах ан-Натили Ибн Си- - 2 - на писал следующее: "Какой вопрос учитель не выдвигал, я проникал в суть лучше его самого, пока не изучил у него все начатки логики, ибо в тонкости ее он сам не разбирался. По- том я занялся чтением по логике и тонкости этой науки выяс- нил самостоятельно. Прошел я также с ним 5-6 теорем Евклида, а остальное выяснил самостоятельно и разобрался в их труд- ностях. Затем мы перешли к "Альмагесту" (труд Клавдия Птоле- мея о космографии и астрономии). Когда мы закончили вводную часть и перешли к геометрическим формулам, Ан-Натили оказал- ся не в силах обучать меня. Он сказал : "читай сам, решай теоремы, а затем приходи ко мне и показывай итоги, я тебе объясню, что правильно, а что неправильно. Тогда я доклады- вал учителю, но следствием всего этого было то, что таким путем были устранены некоторые смущавшие учителя неясности. Много было таких вопросов, которые он до того не знал и нау- чился им от меня". Да, Натили принял юность ума Ибн Сины, юность его души. Душу то он выдержал, а ум... Учил я его стрелять из лука, А когда у него окрепла рука, Он выстрелил в меня... Такт учителя по отношению к своему гениальному ученику проявился в том, что старик не позволил быстрому уму юноши выстрелить стрелою насмешки в отставший уже от века ум, не дал увидеть вступающему в жизнь Уму смерть Ума. В возрасте 15 лет Ибн Сина приступает к изучению клас- сических трудов врачей Греции, Рима, Египта, Индии и других тран древнего мира. ............ |