Часть полного текста документа:Азбука заемщика: кредитование под залоговое обеспечение Максим Красных, менеджер, НЭО Центр Большинство российских предприятий уже так или иначе сталкивались с необходимостью привлечения долгового финансирования. Обобщив и проанализировав их опыт, можно сформулировать ряд правил, которые позволяют сделать эту процедуру максимально эффективной: сократить срок получения кредита до минимума и избежать типичных ошибок. В настоящей статье речь пойдет о банковских кредитах, выдаваемых под залоговое обеспечение. Тенденции развития рынка банковского кредитования в России В целом можно отметить опережающее развитие финансово-банковского сектора по сравнению с реальным. Избыток финансовых ресурсов у банков в сочетании с нехваткой инвестиционных инструментов с приемлемыми уровнями доходности и риска может сыграть злую шутку с банками, интенсивно увеличивающими свой кредитный портфель за счет привлечения "сомнительных" заемщиков. Следует отметить заметный рост объемов выданных банковских кредитов и снижение уровня процентных ставок, которое во многом обусловливается макроэкономическими факторами развития России ( см. рис. 1). Кредитование - один из самых главных инвестиционных инструментов для коммерческих банков. Он наиболее распространен и среди экономических субъектов, испытывающих потребность в привлечении дополнительных ресурсов, так как наиболее типичный ее размер в России не дотягивает до оптимального уровня облигационных программ (по оценкам различных экспертов, сегодня в России минимальный размер облигационного займа составляет 200-400 млн. долл.). Векселя не распространены среди предприятий реального сектора из-за низкой оценки их ликвидности инвесторами и используются в основном самими банками для привлечения "дешевых" денег, которые впоследствии направляются, в числе прочего, на кредитование предприятий по более высоким ставкам. Таким образом, банковские кредиты - оптимальный вариант привлечения заемных средств для малого и среднего бизнеса, а также запускаемых "с нуля" проектов - так называемых greenfields (от англ. green - "зеленый" и field - "поле". Дословно - "чистое поле", т. е. проект, в который еще не осуществлялось никаких вложений). Практика работы НЭО Центра показывает, что наиболее типичный размер кредита в среднем составляет 3-5 млн долл.; заемщиком по таким кредитам может выступать, к примеру, торговая компания с годовым оборотом на уровне 15-20 млн долл. или промышленное предприятие с годовым оборотом - 5-7 млн долл. (см. таблицу). ( 1) Таблица. Зависимость потенциала привлечения кредитных ресурсов от операционной маржи промышленных и торговых компаний № Показатели Единица измерения Формула Промышленное предприятие Торговая компания 1 Выручка долл. США 5 млн 15 млн 2 Операционная маржа % 15% 5% 3 Операционная прибыль долл. США 3 = 1 x 2 750 тыс. 750 тыс. 4 Сумма кредита долл. США 4 млн 4 млн 5 Ставка по кредиту % 12% 12% 6 Сумма процентов долл. США 6 = 4 x 5 480 тыс. 480 тыс. 7 Прибыль до налога на прибыль долл. США 7 = 3 - 6 270 тыс. 270 тыс. 8 Коэффициент покрытия - 8 = 3 / 6 1,56 1,56 Примечание: Для достижения одного и того же значения коэффициента покрытия при заданной сумме кредита торговая компания, имеющая операционную маржу в три раза меньшую, чем промышленное предприятие, должна иметь и втрое большую выручку. ............ |