Часть полного текста документа:Бюджетное управление в холдингах: с чего начать Наталья Ростова, эксперт "Консультанта" Бюджетирование в холдингах имеет свои особенности. Например, концепция построения бюджетной модели может зависеть от вида холдинга (вертикальный, горизонтальный или смешанный). А организация бюджетирования - от системы управления в группе компаний. Подробнее об этом рассказала на семинаре Ирина Абрамова, старший менеджер "МАГ консалтинг". Не так давно специалисты "МАГ консалтинг" занимались постановкой бюджетного управления в одном крупном инвестиционно-строительном холдинге (ИСХ). Ирина Абрамова построила свой доклад на примере этого проекта. Итак, при бюджетировании холдинга важно обратить внимание, к какому виду он относится. В нашем примере мы имеем дело с вертикальной моделью. Ее особенность - высокая централизация управленческих процессов. Дочерним предприятиям обеспечен постоянный внутренний заказ. Исходя из этого, формируется логика бюджетной модели, так как взаимодействие дочерних компаний должно быть непрерывным по технологическому циклу и логистике. Ирина Абрамова обратила внимание на основные составляющие успеха в данном процессе. Во-первых, бюджетная модель должна охватывать все компании холдинга: "Я вас предостерегаю от так называемого локального бюджетирования. Когда выбирается одна дочерняя компания, она бюджетируется, и опыт по аналогии распространяется на остальные предприятия холдинга". Во-вторых, необходимо прописать все организационные процедуры процесса бюджетирования. И в-третьих, нужна автоматизация. Конечно, можно использовать и Excel, но он не дает достаточных возможностей для финансового моделирования и анализа. Нужно "обследовать больного" При внедрении бюджетирования, отметила г-жа Абрамова, сначала нужно "обследовать больного". Важно найти в компании проблемные места, которые лучше исправить до постановки бюджетирования. Они могут касаться взаимодействия дочерних компаний друг с другом и с управляющей компанией, организационной структуры холдинга в целом, управленческого учета, документооборота. "Документ - это поток информации, который нужен для бюджетирования. Если в холдинге проблемы с документооборотом, это неизбежно отразится на бюджетировании". Также нужно проанализировать существующую систему планирования и принятия управленческих решений. И конечно, важно учесть отраслевую специфику. В нашем случае мы говорим об ИСХ. Поэтому мы берем в расчет длительность инвестиционного цикла, график работ (это отражается на распределении затрат по периодам), сметный подход и т. п. Эти особенности должны быть отражены в бюджетной модели. Финансовая структура холдинга Для постановки бюджетирования необходимо разработать финансовую структуру холдинга. Так, в ИСХ все центры финансовой ответственности (ЦФО) были разделены по уровням управления в соответствии с организационной структурой. Первый уровень - это холдинг в целом. Второй - направления бизнеса и управляющая компания. Третий - дочерние предприятия и департаменты управляющей компании и т. д. Для нужд учета и бюджетирования пришлось формально объединить часть дочерних компаний в отдельное направление бизнеса, которое назвали "Дополнительная деятельность". ............ |