СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. ЧТЕНИЕ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В НЕМ
1.1 Сущность, цели и проблемы совершенствования преподавания литературы в современной школе
1.2 Роль учителя в воспитании качественного читателя на уроках литературы
II. СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕРЕСНОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ
2.1 Завязка урока
2.2 Способы формирования пространства урока
2.3 Литературные игры на уроке в средних классах
2.4 Литературные игры в старших классах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Проблема приобщения детей к чтению сегодня приобрела глобальный характер. Бурное развитие таких благ цивилизации как радио, телевидение, компьютер и т.д. привело к существенному снижению интереса детей к чтению. Ситуация усугубляется еще и тем, что детские книги сравнительно дороги, а библиотечные фонды плохо пополняются. А ведь каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе осмысление ее может не состояться.
«Вопрос о детском чтении,- писала Н.К.Крупская, - это один из важнейших вопросов. Детское чтение играет крупную роль в жизни ребят, гораздо более крупную, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие ребят. Из книг, которые ребята читают, они черпают определенное миропонимание, книги вырабатывают у них определенные нормы поведения».[1]
Изучение русского литературного языка, которым написаны произведения русской классики, повышение роли чтения, как одного из способов освоения информации, отражения реальности, сохранение опыта поколений – все эти аспекты представляются нам наиболее острыми задачами современной методики преподавания литературы.
Одной из важнейших задач современной школы является воспитание высоконравственной личности, способной самостоятельно оценивать окружающую реальность и определять свой жизненный выбор, руководствуясь высокими идеалами. В реализации этой задачи большую роль играет литература как школьная дисциплина, формирующая духовный мир и ценностные ориентации учащихся. Литература в целом – это один из способов познать мир, человечество, самого себя. Литература как нельзя лучше передаёт мысли, взгляды автора, его отношение к жизни, реальности. И каждый писатель создаёт свой художественный мир, с которым может согласиться, либо наоборот, тот или иной читатель.
Современные школьники интересуются произведениями последнего времени, хотели бы их изучать и предпочитают эту литературу классике, потому что она дает ответы на злободневные вопросы, неназидательна, в ней узнаваема современная жизнь и люди, которые кардинально отличаются от живших в XIX и XX веках. Самостоятельный выбор учащимися книг для чтения чаще не связан с произведениями классики и акцентирован на современных детективах, мелодраме, фантастике, то есть «массовой» литературе, агрессивно противостоящей высокому искусству. Таким образом, роль регулятора детского чтения играет сегодня рынок, спекулирующий на повышенном интересе школьников к миру, в который они входят. Мы считаем, что противовесом в этой ситуации должна быть продуманная, методически грамотная деятельность учителя, хорошо знающего современный литературный процесс и способного переориентировать школьников на чтение лучших произведений писателей-современников, и, конечно же, классиков.
Выбор данной темы неслучаен и обусловлен остротой проблемы противостояния влиянию массовой культуры. ............