Федеральное агентство по образованию РФ
ГОУ ВПО Тульский Государственный Педагогический Университет
им. Л. Н. Толстого
Кафедра психологии образования
Выпускная квалификационная (дипломная) работа
на тему:
пСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Тула, 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты формирования монологического высказывания у старших школьников
1.1 Индивидуально - возрастные особенности учащихся в старших классах
1.2 Лингвистическая характеристика устной речи
1.2.1 Говорение как вид речевой деятельности
1.2.2 Монологическая речь как активный и произвольный вид устной речи
1.3 Средства и приемы обучения монологическому высказыванию
1.4 Использование зрительных опор на уроках французского языка
1.5 Контроль как средство определения уровня сформированности умения монологического высказывания
Глава 2. Исследование сформированности навыка монологического высказывания старших школьников
2.1 Диагностика существующего уровня владения монологическим высказыванием
2.2 Составление и апробирование комплекса упражнений на совершенствование монологического высказывания
2.2.1 Речевые упражнения на основе печатного текста
2.2.2 Речевые упражнения на основе проблемных наглядных изображений
2.2.3 Речевые упражнения на основе зрительных опор-подсказок
2.3 Результаты апробирования комплекса упражнений
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Современная международная обстановка, информационный взрыв, международная экономическая и политическая интеграция обусловливают вовлечение все возрастающего числа специалистов в разных областях науки и техники в непосредственное осуществление международных связей, сопровождаемых значительным ростом и расширением культурных и деловых контактов, - все это предъявило свои требования к характеру владения иностранным языком и тем самым детерминировало некоторые принципы и параметры новых методов обучения, в частности, иностранными языкам.
Условия иноязычного общения в современном мире, когда иностранный язык является средством общения, познания, получения и накопления информации, предопределили необходимость владения всеми видами речевой деятельности: говорением и пониманием на слух речи на данном иностранном языке, а также чтением и письмом.
Таким образом, актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью адекватного овладения иностранной речью в процессе общеобразовательного обучения в условиях средней школы.
Уровень адекватности владения тем или иным видом речевой деятельности проверяется непосредственно в практике иноязычного общения, при чтении аутентичной литературы.
При овладении иностранной речью в рамках средней общеобразовательной школы преподаватели сталкиваются с проблемой несоответствия используемых методов обучения с современными требованиями к овладению иностранным языком. Часто "испытание практикой" заставляет подвергнуть сомнению правильность экзаменационной оценки по иностранному языку в средней общеобразовательной школе, так как, несмотря на качественно новые, довольно конкретные требования к уровню владения иностранным языком, экзамены по-прежнему ориентированы на традиционный или какой-либо другой метод обучения, где знаниям о языке придается большее значение, чем умениям и навыкам в самом языке, и где владение устной речью носит вторичный подчиненный характер, а не является условием создания других речевых навыков: навыка чтения и письма.
Объектом настоящего исследования являются процесс обучения монологическому высказыванию.
Его предметом выступают психолого-педагогические аспекты обучения монологическому высказыванию старшеклассников.
Цель исследования заключается в разработке научно обоснованной методики обучения монологическому высказыванию с использованием метода опор-подсказок и проверке ее эффективности экспериментальным путем.
Гипотеза работы заключается в том, что процесс обучения монологическому высказыванию учащихся старшей ступени обучения будет более эффективным, если:
- в учебный процесс будет внедрен комплекс упражнений, учитывающий индивидуальные и возрастные особенности учащиеся.
- процесс обучения будет опираться на метод опор-подсказок;
- метод будет основываться на принципах высокой мотивированности иноязычной речевой деятельности;
Выдвинутая гипотеза и поставленная цель определили необходимость решения следующих задач:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, уточнить понятие "монологическое высказывание", цели и содержание обучения иноязычному монологическому высказыванию учащихся старших классов средней школы;
- изучить теоретическую базу метода опор-подсказок применительно к обучению монологическому высказыванию на иностранном языке;
- исследовать стимулирующий потенциал метода опор-подсказок, а именно его влияние на эффективность изучения иностранного языка и развитие творческих способностей старшеклассников;
- разработать комплекс упражнений для обучения монологическому высказыванию на основе изученного материала.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по изучаемой проблеме; наблюдение и обобщение опыта работы учителей средних школ, позволяющее выявить основные приемы работы над монологическим высказыванием; анкетирование, тестирование и опрос учащихся; беседа с учителями средних школ; экспертная оценка монологических высказываний учащихся с целью определения уровня владения умениями и навыками монологической речи и основных типов ошибок; эксперимент; статистическая обработка и анализ результатов эксперимента.
Настоящая работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав раскрывающих теоретическую и практическую составляющие исследования, заключение, библиографию использованных источников, а также приложение с подборкой упражнений.
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты формирования монологического высказывания у старших школьников
1.1 Индивидуально - возрастные особенности учащихся в старших классах
Обучение должно непременно учитывать возрастные (в особенности, психологические) особенности учащихся. ............