Часть полного текста документа:Дефляционная теория истины Блинов А.К. В рамках концепции значения как условий истинности может предполагаться, что T -теории трактуются дефляционным способом - так, чтобы они не отсылали к объекту (предмету) или состоянию дел. Дефляционные теории (или теории избыточности - redundancy ) истины основаны на следующем допущении: утверждать, что предложение истинно, значит просто утверждать само это предложение (' p ' истинно = p ), а утверждать, что оно не истинно, значит просто отрицать его (' p ' ложно = ~ p ). Тезис эквивалентности - р истинно тогда и только тогда когда р - валиден для дефляционного понятия истины настолько же, насколько для корреспондентного, но здесь он превращен в определение истинности - "истинно, что р" не содержит ничего, кроме утверждения р. Истина, с такой точки зрения, состоит не более, чем в соблюдении тезиса эквивалентности, т.е. сказать "истинно, что р" - не сказать ничего больше, чем просто утверждать р; понятие истинности само по себе избыточно. "Истинно, что р" значит р, "ложно, что р" - не-р. Концепция "избыточности" была явно сформулирована Ф.Рамсеем[21] и часто, но не всегда обоснованно атрибутируется позднему Витгенштейну: согласно интерпретаторам последнего, "р истинно" эквивалентно "р утверждаемо", а "р ложно" - "р отрицаемо". Это снимает, например, проблемы, связанные в корреспондентной теории с применением предиката "истинно" прямо (т.е. так, чтобы им можно было прямо пренебречь) к модальным высказываниям, контрфактуалам и т.д., а не только к высказываниям определенной формы - повествовательным предложениям изъявительного наклонения. По версии этой теории, отстаиваемой Айером, "истинно" и "ложно" функционируют в предложении "как знаки утверждения и отрицания", а традиционные теории истины на самом деле исследуют вовсе не понятие истины, а условия, при которых то, что сказано, может быть истинным, т.е. условия утверждаемости р. ... очевидно, что в предложениях формы " p является истинным" или "истинно, что p " указание на истину ничего не добавляет к смыслу. Если я говорю, что истинно, что Шекспир написал "Гамлета", или что пропозиция "Шекспир написал "Гамлета"" является истинной, я говорю не больше, чем то, что Шекспир написал "Гамлета"... И это показывает, что слова "истинный" и "ложный" не используются, чтобы обозначать что-либо, но просто выполняют в предложении функцию знаков отрицания и утверждения. То есть истина и ложь - не самостоятельные понятия. Следовательно, не может быть никакой логической проблемы относительно природы истины[22] . Согласно другому варианту этой теории, "истинно, что" есть знак согласия с р - такой же, как произнесение "да", кивок головы и др.; "истинно, что" не столько редуцируется, сколько отождествляется с "утверждаемо, что" таким образом, чтобы устранить из условий утверждаемости случайные и иррелевантные факторы, предположив равенство объемов между "истинно, что р" и "да" в ответ на актуальное или гипотетическое утверждение, что р. Таким образом, истина не зависит прямо от того или иного отношения к предметам в мире и вообще от какого бы то ни было отношения: это нереляционное свойство. Дефляционизм оказался чрезвычайно популярен в последние десятилетия в силу своей подчеркнутой антиметафизичности и сравнительно простого объяснения истины как семантического понятия. ............ |