Введение
Диалектический характер научного познания, выражающийся во взаимодействии субъекта и объекта, на протяжении веков проявлялся стихийно, как своего рода «крот истории» (К. Маркс). Вместе с тем материалистическая диалектика внимает видимость «нейтральности» методологии в решении основного вопроса философии, раскрывает партийность методологии, специфическим образом выполняющей мировоззренческую и идеологическую функции но отношению к науке.
Великий физиолог И.П. Павлов любил напоминать ту истину, что факты - это воздух ученого, поскольку лишь опираясь на них, он может подняться на уровень высоких теоретических обобщений. В таком случае метод научных исследований, которому следует ученый, продвигаясь к построению научной теории, можно уподобить крыльям и локационному чутью летящей птицы, позволяющим держать верный курс полета к намеченной цели. Философия давно столкнулась с проблемой научных открытий, поскольку их условием является прорыв за пределы известного и выход на новую парадигму, подчас противоположную ранее принятому мнению в научном сообществе.
Уже Аристотелем была подмечена недостаточность средств формальной логики для такого прорыва в область нового знания, поскольку нарушаются правила построения силлогизма, допускающие лишь расширение объема знаний о качественно известном круге явлении.
И. Канту пришлось ввести понятие априорного знания, что уже явилось смутившим многих его современников (да и не только их) отступлением от формально-логических требований познавательной деятельности.
Следующий важный шаг в исследовании логики открытий был сделан Гегелем, впустившим противоречия в святая святых формальной логики в закон тождества (А = А). Более того, Гегель показал не только имманентность противоположностей самой сущности явлений, но и творческую направленность тенденции их развития и разрешения, поскольку в итоге возникает новое явление, противоположное отрицаемому. Новый метод мышления, впервые так полно развернутый в философской теории, как это представлено в «Науке логики» Гегеля, вскоре получил дополнительно к понятию «диалектический» поясняющее его название «эвристический», т. е. метод, ведущий к получению качественно нового знания.
Глава 1. «Сколково» - пример диалектического подхода к исследованию Смысл в том, что умозаключения о проекте «Сколково» можно выстраивать в системном порядке, и даже можно выстраивать положения его теоретического обоснования.Это представление диалектических специализированных тезисов и соображений по теме инноваций и проекта «Сколково». На встрече с делегацией бизнесменов из США, возглавляемой губернатором Калифорнии А.Шварценеггером, в Сколково, где для них провели презентацию проекта российского инновационного центра (11.10.10 г.), Президент РФ Д.А. Медведев подчеркнул, что проект «Сколково», кроме известных задач, решает также и задачу создания нового творческого климата. Высказанная Президентом РФ мысль, положенная в единичности, не остается в себе или в определенной сфере, а позиционируется через особенность самого проекта «Сколково» и во всеобщности задачи модернизации, т.е. изначально рассматривается в первой фигуре умозаключения, согласно труду Гегеля «Наука логика». ............